Аксёненко Елена
Театральная деятельность как средство речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические чтения
Театральная деятельность – это не только средство речевого развития, но и способ создания благоприятных условий в период адаптации детей
Театрализованная деятельность имеет особое значение в речевом развитии детей. Набрав в этом году новую группу малышей,я заранее продумала какие приёмы и виды театральной деятельности я буду использовать. Но с первых дней я заметила как положительно влияет на поведение плачущего ребёнка игрушка одетая на руку. Ребёнок перестаёт видеть воспитателя и видит перед собой знакомое животное, которое с ним здоровается, смеётся и завет играть. И в этот период я поняла что театральную деятельность можно использовать как способ создания благоприятной обстановки в такой не простой период, как адаптация.
Публикация «Театральная деятельность как средство речевого развития» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Период адаптации очень сложный и важный период в жизни детей. У ребёнка координально меняется весь привычный уклад жизни. Именно в этот период многое зависит от воспитателя. Так как маленькие дети часто боятся незнакомых взрослых, необходимо найти оптимальный вариант общения. Именно здесь и приходит на помощь игрушка (куколка, зайчик, собачка и т. д.). Игрушка вызывает у ребёнка гораздо меньше страха, опасений и с ней ребёнок идет на контакт наиболее охотно, ничего не опасаясь.
Когда я это поняла, адаптационный период в группе стал проходить гораздо легче и для детей, и для меня. Я сделала для себя вывод: ребенок более охотно заходит в группу, когда его встречает персонаж из сказки, или просто игрушка какого-либо животного.
Тогда я поставила для себя цель: ввести театрализованную деятельность не только в игровую деятельность, но и в непосредственно образовательную деятельность для создания благоприятных условий в период адаптации.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей в период адаптации;
создать комфортные условия для совместной деятельности всех участников образовательного процесса;
Формировать у ребёнка благоприятное отношение к новым социальным отношениям;
Начала я свою работу с организации предметно-пространственной среды. Всё оборудование и виды театра я разместила так, чтобы каждый ребёнок смог воспользоваться предметами без помощи взрослого. Во все другие уголки (конструирования, автопарк, кухня и др.) добавила фигурки животных и маленькие куколки для обыгрывания. Опустила магнитную доску ниже для театра на магнитах. Из старых раскрасок и журналов вырезала наглядный материал, (разные картинки животных, персонажей из русских народных сказок и известные им предметы, сделала ширму для показа сказок. Так как дети в этом возрасте еще знают не много сказок, мы с ними часто сочиняем их на ходу и тут же обыгрываем. С помощью таких сказок дети учатся культурно-гигиеническим навыкам, принимая на себя роль какого-либо персонажа из нашей сказки.
Особенно детям нравится кукольный театр, сделанный из фетра, который можно одеть на ручку, где пальчики ребёнка — это ножки человечка или лапки животного.
Театрализованные игры использую в течении дня во всех режимных моментах. Они позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность.
Кроме создания эмоционального спокойствия в группе, театрализованная деятельность развивает ещё и речевую активность детей. Постепенно детки начинают повторять за воспитателем или «персонажем» отдельные слова и договаривать слова. А после и заучивать потешки, короткие стихотворения.
Также театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться детям, которые в садике не разговаривают с воспитателем и детьми. Они говорящие дети, но в садике молчат. Сюжетные игры с игрушками помогают детям раскрепостится и быстрее выходить на контакт.
В подготовке к творческой игре в развитии воображения большой положительный эффект дают подвижные игры с ролью. Малыши действуют от имени знакомых животных, птиц, сказочных персонажей.
Показывая детям того или иного животного, очень важно быть весёлым, эмоциональным, чтобы детям хорошо запоминался образ животного, птицы, сказочного персонажа. Важно показать на сколько разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, движения. В результате дети приобретают необходимые навыки для создания того или иного образа. У них появляется интерес к театрализованной деятельности.
Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, дети сами выполняют действия с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих героев (колобок, заяц, пытаются передать характер героя мимикой, изменяя интонацией.
Занятие театрализованной деятельностью не только способствуют развитию у детей психических функции, но и формируют художественные способности, творческий потенциал, помогают реализовываться в межличностном взаимодействии, помогают адаптироваться в обществе почувствовать себя успешным.
Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях.
Кроме того, я уделяю внимание работе с родителями. Родители создают совместно с ребёнком маски разных животных и персонажей из сказок. Дети с восторгом рассказывают и показывают, кого они принесли, примеряя маску на себя. С родителями запланирован показ кукольного театра. Ребёнок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. После таких творческих работ дети с большим желанием идут в детский сад, несут свои поделки.
Всем педагогам я советую не забывать о театральной деятельности в работе с детьми второй младшей группы. Я считаю, что адаптация в этом году в моей группе прошла гораздо лучше, чем в предыдущие наборы. В группе нет ни одного плачущего ребенка, дети заходят в группу с улыбкой на лице. Ещё одним фактором, означающим, что театрализованная игра как средство социализации детей и способ быстрой адаптации к условиям ДОУ является высокая посещаемость детей в группе. В среднем в группе присутствует 17-21 ребёнок из 27 человек. Кроме того, важно отметить, что за период первого полугодия значительно улучшилась речь детей, в речи появились новые слова, предложения, ребята намного легче идут на контакт как со взрослыми, так и со своими ровесниками.
Список литературы.
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. :ТЦ Сфера, 2009 – 128с.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 2001 – 126с.