Наталия Уварова
Педагогическая этика как основа педагогической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая этика как основа педагогической культуры
«Только личность может действовать
на развитие и определение личности,
только характером можно образовать характер».
К. Д. Ушинский
Проблема педагогической этики как основы педагогической культуры становится все более актуальной в современном мире. Ведь именно культура, по словам П. А. Флоренского, является «средой растящей и питающей личность».
Публикация «Педагогическая этика как основа педагогической культуры» размещена в разделах
Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога. Ее главное назначение - способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.
Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт и знания.
В современной педагогической науке нет общепринятого определения педагогической культуры, авторы понимают ее с различных точек зрения.
Педагогическая культура педагога - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Но обучение и воспитание, ориентированное на личность ребенка, возможно лишь при условии сформированности у современного педагога высокого уровня развития педагогической культуры. Педагог не только передает свои знания, но и воспитывает будущее поколение, поэтому, можно утверждать, что основой педагогической культуры является этика.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. В основе этики педагога лежат гуманистические ценности: доброта, любовь к детям, доверие, понимание позиции другого, стремление к саморазвитию и самоактуализации, открытость к новому опыту и др.
«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С. И. Ожегов).
Педагогическая этика выступает отдельной и очень важной характеристикой работы педагога и его личности, определяя систему критериев оценки его поступков и поведения.
В трудах В. А. Сухомлинского подчеркивалось, что этические требования должны отражать живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической этики внесли В. И. Андреев, Д. А. Белухин, Т. В. Мишаткина, В. И. Писаренко и И. Я. Писаренко, П. К. Холмогорцев, В. Н. Чернокозова и И. И. Чернокозов. Они описывали, что нравственное сознание педагога формируется, по существу, также стихийно, как и любого другого члена общества. Оно соответствует времени. На сегодняшний день педагог усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз.
Развитие профессиональной нравственности в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации не обеспечивает постоянного целенаправленного развития педагогической этики в достаточной мере. В то же время содействие развитию педагогической этики представляет собой важнейший резерв повышения качества образования.
Педагогическая этика – относительно самостоятельный раздел этической науки, который изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Гуманистическая природа педагогической этики имеет значение для правильной постановки педагогом задач, выбор форм и методов обучения, помогает отыскать правильную линию в каждой уникальной ситуации деятельности.
Конечно же, новые задачи, которые ставятся перед педагогом в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и не эффективное. В нашем дошкольном учреждении проводятся различные мероприятия (консультации, круглые столы и др.) при подготовке к педагогическому совету «Педагогическая этика в дошкольном учреждении». Ведь педагогический совет – это площадка, где проявляется новаторство каждого педагога, осуществляется поиск решений проблем и обобщение опыта.
В настоящее время возрастает значение педагогической этики как основы педагогической культуры. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональной подготовки педагога. Успешно решать сложные задачи воспитания и обучения может лишь тот педагог, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.
Таким образом, совершенно очевидно, что этика играет главенствующую роль в профессиональной деятельности педагога.
Для педагога важно умение правильно создавать систему педагогических условий для воспитания и обучения подрастающего поколения.
Литература:
1. Белухин Д. А. Педагогическая этика : желаемое и действительное / Д. А. Белухин. М. : МПСИ, 2007. – 123 с.
2. Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика : учеб. пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. – Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2010. – 155 с.
3. Мишаткина Т. В. Педагогическая этика : учебное пособие / Т. В. Мишаткина. Ростов н/ Дону: Феникс; Мн. : ТетраСистемс, 2004. – 304 с.
4. Наумчик, В. Н. Этика педагога : учеб. -метод. пособие / В. Н. Наумчик, Е. А. Савченко. – Мн., 1999. – 216 с.
5. Ожегов С. И, Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М. :Азбуковник, 1997. – 944 с.
6. Педагогическая культура и этика профессиональной деятельности. https://moy-bereg.ru/pedagogicheskaya-kultura/pedagogicheskaya-kultura-i-etika-professionalnoy-deyatelnosti-2.html