Александра Полякова
Повышение педагогической культуры родителей в группах семейной логопсихотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Среди различных социальных институтов решающее влияние на становление личности заикающегося дошкольника оказывает семья. В ней формируются основы характера ребенка, интеллектуальные и творческие способности, его отношение к моральным и материальным ценностям. Именно семья, по мнению Н. Л. Карповой, создателя семейной групповой логопсихотерапии, является основной формирующей и развивающей средой для ребенка, поддерживающей и «вдохновляющей» для любого человека, какого возраста он ни был [2]. Многие исследователи (Н. Л. Карпова, М. А. Черкасова, Л. М. Шипицына и др.) отмечают особую значимость семьи для детей с речевыми нарушениями, одним из которых является заикание, понимаемое в логопсихотерапии как нарушенное речевое общение [2, 4, 5]. Именно поэтому в группе семейной логопсихотерапии, которую посещают дошкольники нашего учреждения с заиканием, семья является активным и постоянным участником коррекционно-образовательного процесса. Это определено и программой, реализуемой педагогами и специалистами на протяжении более десяти лет (Н. В. Глухова-Зиздо) [1].
Публикация «Повышение педагогической культуры родителей в группах семейной логопсихотерапии» размещена в разделах
Важной задачей в указанных группах является повышение педагогической культуры родителей в рамках просветительской психолого-педагогической работы. В одном из словарей педагогическая культура определяется как компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущим поколением и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье [3]. Педагогическая культура родителей подразумевает достаточную подготовленность родителей, развитие тех личностных качеств, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе деятельности по семейному воспитанию.
Многолетний опыт логопсихокоррекции заикания у дошкольников в условиях детского сада говорит о неразрывной связи и взаимодействии детей, родителей и педагогов в преодолении этого речевого недуга. Поэтому педагогическая просвещенность родителей имеет особое значение в системе реабилитации. Повышение педагогической культуры родителей включает в себя необходимые знания о развитии, воспитании и обучении дошкольника, представления о психологических особенностях детей при заикании, а также практические умения в воспитании, организации жизни и деятельности детей в семье. Кроме того, родители должны овладеть комплексом психологических знаний, позволяющих своевременно и грамотно оказывать своим детям помощь в случае речевых ошибок и неудач, связанных с речевым общением.
В задачу педагогов и специалистов группы для заикающихся дошкольников входит оказание помощи родителям в воспитании, обучении и развитии детей. При этом основным средством выступает организация взаимодействия детского сада и семьи и обеспечение в группе благоприятных условий не только для жизни, воспитания ребенка, коррекции его речи и общения, но и для просвещения родителей.
Несмотря на большие возможности воздействия учителя-логопеда и воспитателей на речь и личность заикающегося ребёнка, автоматизация приобретённых речевых и коммуникативных навыков не всегда удаётся в рамках пребывания ребёнка в детском саду. Большая работа предстоит детям и родителям в семейных условиях. В обстановке, в которой ребёнок привык находиться, это закрепление может проходить легко и естественно, но, как показывает опыт нашей работы, родители часто не знают и не умеют помогать своим детям в случае запинок, затрудняются в создании необходимых условий для постоянной тренировки речи ребёнка (щадящие условия, речевой режим, режим молчания и т. п.). Иногда родители не понимают, как стимулировать активность ребенка в общении, как развивать нужные личностные качества. В этом помогают групповые и индивидуальные беседы, совместные с родителями логопедические занятия, где показываются приемы, участие родителей в ежедневной работе группы (зарядка Стрельниковых, речевые упражнения, игровые и реалаксационные сеансы и пр.).
Следует отметить, что мы постоянно ищем такие формы работы с родителями, в результате которых они сами приходят к определенному пониманию того, что будет полезно для их ребенка, какие приемы сработают в большей степени, какие семейные правила будут оптимальными для автоматизации речевых навыков, развития коммуникации и воспитания творческой личности. Таким образом, работа с семьей по повышению педагогической культуры взаимодействия родителей с детьми является центром всего комплекса социально-педагогической деятельности в группе по преодолению заикания у дошкольников.
Список использованной литературы
1. Глухова Н. В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Программа. Таганрог, 2005.
2. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учебное пособие. М. : Флинта, 2003.
3. Педагогический терминологический словарь // https://pedagogical_dictionary.academic.ru/
4. Черкасова М. А. Организация взаимодействия с семьей ребенка-инвалида // Материалы научно-практической конференции «Механизмы реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях», 2010. С. 198-207.
5. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под научн. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб. : «Речь», 2003.