Неизвестный
Педагогическая компетентность воспитателя как основа внедрения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
I. Воспитательно-образовательной.
Публикация «Педагогическая компетентность воспитателя как основа внедрения ФГОС ДО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
II. Учебно–методической.
III. Социально–педагогической.
I. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности :
осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога :
1) знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
2) умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
II. Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности :
планирование воспитательно-образовательной работы;
проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности :
1) знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
2) умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
3) владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того педагог должен умело соединять основную образовательную программу и парциальные, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
III. Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности :
консультативная помощь родителям;
создание условий для социализации детей;
защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
1) знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
2) умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций :
1. Методологическую.
2. Психолого-педагогическую.
3. Коммуникативную.
4. Исследовательскую.
5. Презентационную.
6. Акмеологическую.
7. Икт-компетентность.
8. Эмоциональная компетентность.
1. Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода.
Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе разных видов деятельности и составляет основу образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
2. Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.
3. Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).
4. Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы. Важной составляющей исследовательской компетентности в настоящее время является готовность педагога осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего ОУ, группы.
5. Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.
6. Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.
7. Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.
Педагог должен :
- уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.
8. Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта и т. д.
Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Беседа-рассуждение о понятиях (ООП, амплификация, зона ближайшего и зона актуального развития, ОВЗ, предметно-пространственная среда и образовательная среда).