Егорова Татьяна
Педагогическая технология «Семейный клуб «Талантливы мы — талантливы дети»
▼ Скачать
Актуальность педагогической технологии
Любому социуму необходимы одаренные и талантливые личности. Задача общества, при этом, состоит в рассмотрении и развитии способности всех его представителей. Обновленные задачи, стоящие перед современной системой российского образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают наибольшую актуальность. Это обусловлено последними достижениями психолого-педагогической науки и практики.
Публикация «Педагогическая технология „Семейный клуб „Талантливы мы — талантливы дети“» размещена в разделах
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Известно, что сензитивным периодом в развитии способностей считается раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У малыша развивается интуиция, четкость, конкретность представляемых образов и легкость манипуляций с ними. Отличительными чертами дошкольного возраста является также фантазия, творчество, нестандартность мышления. Проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающую действительность. Таким образом, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач современного образования.
Одаренные дети – это, можно сказать, особые дети. Эти дети отличаются от других:
- легкостью и скоростью обучения в сравнении со сверстниками;
- повышенной самостоятельностью и меньшим объемом помощи взрослого;
- стремлением к творчеству, повышению уровня своего мастерства;
- высоким уровнем познавательной активности, любознательности, мотивации и т. д.
Работа с одаренными детьми является одним из вариантов реализации права каждой личности на выражение индивидуальности. Современная система отечественного образования, в частности дошкольные образовательные учреждения, испытывают особую потребность в программах и разработках, учитывающих индивидуальные запросы и интересы одаренных детей.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в детских садах, на наш взгляд, необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специфическую работу по охране и дальнейшему развитию их способностей. При этом, опираться на собственную активность детей, объединять усилия воспитателей, педагогов, родителей и узких специалистов.
Педагоги ДОО используют свои профессиональные знания для максимального раскрытия способности каждого ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Теоретическая и практическая значимость технологии
Данная технология взаимодействия родителей с педагогами является направляющим вектором в развитии зрелости чувств и психологической культуры всех членов семьи.
Данный семейный клуб направлен на приобретение родителями психолого-педагогического опыта взаимодействия с другими участниками группы, отработку навыков общения со своим одаренным ребенком.
Предложенная технология разработана для родителей одаренных дошкольников 5-6 лет. Концептуальной основой этой технологии является идея взаимодействия взрослого с ребенком. В ходе регулярной целенаправленной работы педагогов, педагога-психолога с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственный выбор, на собственную позицию.
Родители вырабатывают и оттачивают навыки активного слушания, включаются в коммуникативный процесс «Я»-концепции ребенка.
По мере переосмысления родителями особенностей своих взаимоотношений с собственным одаренным ребенком у них происходят положительные изменения, которые предполагают нормализацию детско-родительских отношений, эмоционального спокойствия детей.
Часть занятий в рамках технологии посвящена совместной деятельности родителей и их одаренных детей, которая является средством развития не только ребенка, но и взрослых. Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, занимаются различными видами деятельности (исследовательской, продуктивной и т. д., тем самым находятся на территории детских индивидуальных познавательных интересов. Подчинение взрослых и детей единым правилам дает возможность одаренному ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – изменить позицию «правильного и недосягаемого», побыть в роли ребенка, побыть с ребенком. В технологии использованы разработки и материалы Т. Гордона, К. Роджерса, А. Адлера, а также опыт работы Н. Ю. Хрущевой, Е. В. Сидоренко и Е. И. Лебедевой. Новизна технологии заключается в сочетании тренинговых занятий отдельно для родителей и совместных тренинговых занятий с участием и взрослых, и детей.
Цель технологии – улучшить детско-родительские отношения, помочь в осознании родителями базовых факторов развития одаренного ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.
Задачи технологии :
1) расширить и углубить представления родителей о закономерностях и условиях развития одаренных дошкольников;
2) выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время пребывания родителей и детей в совместной деятельности;
3) способствовать установлению конструктивного общения родителей с детьми;
4) формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания одаренного ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника;
5) обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательную и эмоциональную сферы.
Описание технологии
Принципы построения технологии по ФГОС ДО :
1. Полноценное прохождение ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного, обогащение детского развития.
2. Индивидуализация дошкольного образования.
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Партнерство с семьей.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8. Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
В соответствии с ФГОС ДО, психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и главенствующую роль в воспитании ребенка имеет семья, которая оказывает более сильное влияние на формирование здоровой, благополучной личности, так как родители являются первыми и главными педагогами в жизни ребенка.
Технология «Семейный клуб «Талантливы мы – талантливы дети» в рамках ФГОС ДО направлена на объединение усилий совместной деятельности педагогов и родителей для обеспечения максимально благополучных условий развития и воспитания одаренных детей в семье и ДОО.
Очень важным моментом в работе педагогов и педагога-психолога является выстраивание доверительных отношений между родителями и самими педагогами.
В деятельность семейного клуба подключены такие специалисты ДОО как педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Встречи в клубе происходят в соответствии с намеченным планом работы 1 раз в месяц в период с октября по май.
Блок организации работы с одаренными детьми:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Блок работы с педагогами :
- педагогические советы;
- педагогическое проектирование;
- взаимопросмотры;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары-практикумы;
- мастер-классы;
- деловые игры;
- консультации, рекомендации.
Блок работы с родителями:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки-рекомендации, папки-передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско-родительские проекты;
- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы; - помощь в создании развивающей среды.
Кроме того, для исследования типов семейного воспитания применяется методика О. А. Карабановой «Родительское сочинение». С помощью этой методики выявляются:
- особенности родительской позиции;
- особенности локуса контроля родителей;
- личностные особенности родителей.
Технология реализуется по двум направлениям: совместная деятельность с детьми и взаимодействие с родителями.
1-й этап – подготовительный:
- постановка перед родителями вопроса: что, по их мнению, значит «одаренный ребенок»;
- выявление проблемы, формулирование цели и задач, определение путей их реализации;
- обсуждение того, какую заботу родители проявляют, воспитывая одаренного ребенка. Подведение к тому, что, заботясь о ребенке, мы заботимся о его душевном спокойствии;
- объявление родителям об открытии семейного клуба «Талантливы мы – талантливы дети» и приглашение стать его участниками;
- информирование о направлении, в котором будет работать клуб (вызвать у родителей понимание важности данного вопроса);
- назначение даты первой встречи;
- разработка перспективного планирования на год;
- создание конструктора тренингов и игр;
- разработка системы мониторинга и участия родителей; - изучение опыта семейного воспитания.
2-й этап – реализация технологии :
- организация встреч в соответствии с планом;
- организация взаимодействия между всеми участниками клуба;
- проведение мониторинга посещения родителями заседаний клуба;
- взаимодействие с социумом;
- оказание необходимой консультативной помощи и поддержки.
Содержание встреч:
Известно, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, она становится необходимым условием коммуникативной деятельности ребенка, можно сказать, своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром.
Именно поэтому игра и общение выступают основными содержательными компонентами программы нашего семейного клуба. Игра обеспечивает высокий уровень мотивации для участия в занятиях, а ее эмоциональный компонент и атмосфера непосредственности, творчества в группе привлекают не только детей, но и родителей. В содержание встреч вовлечены эффективные элементы и приемы сказкотерапии (групповое сочинение, разыгрывание придуманного сюжета, рисование сказки и т. д., игровой терапии (упражнения, игры, психогимнастика, а также продуктивная деятельность.
Формы и методы
Метод игрового моделирования родительского поведения побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения
и взаимодействия с ребенком. Например, предлагается ролевое проигрывание проблемной ситуации: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?»
Метод телесно-ориентированной терапии способствует осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
Метод продуктивной деятельности – рисование, аппликация, лепка, экспериментирование и т. д.
Метод игровой терапии – театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, игровые задания.
Метод визуализации взрослых.
Ведение дневников родителями.
Основные правила организации и проведения тренинговых занятий
1. Формирование группы происходит на добровольной основе.
2. Во время занятий участники тренинга находятся в кругу на стульчиках или за круглым столом. Круг – возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям, облегчает понимание и взаимодействие.
3. Занятия проводятся 1 раз в месяц.
4. Каждое совместное занятие для родителей и детей рассчитано на 40-50 минут. Время проведения – 18.00 (наиболее удобное для родителей).
5. При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится ими.
6. Минимизировать количество ограничений и запретов для детей, кроме обязательных: не бить, не ломать, не ругаться и т. п.
7. Взрослый, обеспечивая необходимую помощь ребенку, должен избегать прямого контроля и дидактизма.
8. Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам тренинга, акцентируется внимание педагога-психолога ко всем аффективным проявлениям детей.
Занятия с родителями и детьми снимаются на фото- и видеокамеры (с их разрешения). Наиболее интересные эпизоды оформляются в выставку с целью заинтересовать других родителей в посещении занятий.
Структура встречи
1. Приветствие
Цель – снять напряжение, создание положительной эмоциональной атмосферы (почувствовать себя безопасно и комфортно, настроиться на дальнейшее сотрудничество).
Предварительно необходимо расставить детские стульчики по кругу (в соответствии с предполагаемом количеством детей и родителей). Такая форма расстановки создает у участников ощущение целостности и безопасности, что позволяет достигнуть оптимальной формы взаимодействия. Каждый ребенок сидит рядом со своим родителем.
2. Основная часть
Цель – установить контакт между родителем и ребенком, получение обратной связи, обогащение представлений о себе, формирование умения понимать друг друга, выражать свои чувства, любовь и нежность.
Основная часть включает в себя разнообразные игры, увлекающие детей и родителей: «Волшебное зеркало», «Море волнуется раз», «Повтори движение», «Ручеек», «Игра без правил», «Баржа», «Только вместе», а также сочинение сказок с последующим разыгрыванием придуманного сюжета.
Важно, чтобы дети и родители играли вместе, так как для родителей в процессе игры открывается возможность научиться взаимодействовать с ребенком, встать на его позицию, через совместную деятельность понять его чувства и переживания.
3. Продуктивная деятельность детей и родителей
Цель – создать позитивный психологический настрой, релаксацию, знакомство с вариантами домашних занятий с ребенком.
После игр обязательно планируется продуктивная деятельность детей и родителей, например, совместное рисование, лепка фигурок из теста и пластилина, изготовление игрушек, создание коллажа и т. д. Материалы для работы подготавливаются заранее.
4. Прощание
Цель – получить обратную связь, эмоциональную сплоченность группы.
В конце каждой встречи важно дать почувствовать родителям и детям обратную связь. Для этого необходимо проговорить все, что произошло на встрече (в какие игры играли, какие из них больше всего понравились, затем остановиться на рефлексии родителей (что они чувствовали, играя с ребенком, дать возможность ответить на вопросы: что лучше всего удалось сегодня, что особенно порадовало.
По запросу родителей были созданы индивидуальные подпрограммы для мини-клубов, входящих в состав клуба :
1) «Юные математики» - консультативная помощь для родителей одаренных детей, позволяющая пополнить знания родителей в области методики ознакомления детей с математикой;
2) «В мире букв и звуков» - работа с детьми, имеющими желание заниматься углубленно развитием речи;
3) Непосредственная работа с родителями одаренных детей;
4) «Дневник юного эрудита» - индивидуальная психологическая подготовка к школе детей 6 лет и их родителей.
Режим работы мини-клубов составляется по индивидуальной договоренности с родителями в рамках консультативного пункта.
3-й этап – заключительный
- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи);
- объяснение полученных результатов;
- защита проекта;
- презентация проведенной работы;
- конструктор тренингов и материалов по теме.
Планируемые результаты использования технологии
1. Повышение интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения и делам групп.
2. Активное вовлечение родителей в процесс образования и воспитания детей.
3. Установление партнерских отношений между родителями и педагогами.
4. Создание условий в ДОО и семьях воспитанников для полноценного развития одаренных детей и их успешности в будущем.
5. Создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместной деятельности ребенка со взрослым, другими детьми, атмосферы радости и добра, создание чувства группового единства.
Библиографический список
1. Алексеева, Н. В. Развитие одаренных детей / Н. В. Алексеева. – М. : Академия, 2011. – 136 с.
2. Босякова, С. Н. Работаем с талантливыми детьми / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. – № 2. – С. 68-74.
3. Гильбух, Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. – М, 1991. – 112 с.
4. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. – С. 46-51.
5. Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка / И. Крынцылова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 54-58.
6. Пасечник, Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 14-21. 7. Пасечник, Л. Одаренный ребенок – особая ценность для общества / Л.
Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 2. – С. 13-20.