Крючкова Изотия Александровна
Педагогическая технология «Дебаты» в группе продленного дня
▼ Скачать + Заказать документы
Дебаты – это разновидность дискуссии, в которой рассматриваются несколько точек зрения, по заранее выбранной теме. Во время дебатов обе стороны приводят аргументы в защиту своего мнения, а так же критикуют противоположную точку зрения. В результате нейтральная сторона – судья – выносит решенье, чьи аргументы убедительнее. Эта сторона и выигрывает. Учат критическому мышлению и навыкам аргументации.
Публикация «Педагогическая технология „Дебаты“ в группе продленного дня» размещена в разделах
- Группа продленного дня, ГПД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» март 2024
Во время дебатов можно подвергать сомнению противоположную точку зрения и обосновывать, почему школьники думают так, а не иначе. Вместо того, чтобы пассивно принимать информацию, ученики оттачивают свои мысли, отбрасывают концепции и теории, которые им не близки, и принимают те, которые имеют для них смысл. Те, кто только начинает участвовать в дебатах, стараются вести активные записи аргументов противника. Это часто занимает много времени и не помогает. Намного эффективнее внимательно слушать противоположную команду и продумывать защиту своих аргументов. Это учит просеивать информацию и одновременно слушать оппонента. Повышают самооценку
Когда человек хорошо разбирается в теме и уверен в то, что говорит, его самооценка растёт. Более того, если на дебатах есть хорошая мотивация, то спор будет складываться в конструктивном ключе, а участники не будут переходить на личности. Это очень полезно для школьников. Развивает эмпатию
Во время дебатов ученики слышат обе точки зрения и поддерживающие их аргументы, поэтому они становятся более открытым и толерантным. Помогает овладеть навыками критического мышления, что позволяет:
Учитывать слабые и сильные стороны противоположных точек зрения и ставить себя на место другого;
Оценивать предел своих знаний;
Преодолевать неуверенность и нерешительность при публичном выступлении;
Использовать все доступные средства для решения проблемы;
Приветствовать хорошие вопросы, как возможность развивать ход мысли;
Находить противоречия;
Оценивать последствия действий, убеждений, идей. Дебаты помогают их участникам:
Интеллектуально участвовать в жизни общества;
Выступать в качестве лидера;
Синтезировать знания;
Слаженно работать в команде;
Быть критичным слушателем;
Принимать хорошо продуманные решения;
Развивать смелость и уверенность в себе. Виды дебатов :
Командные Индивидуальные
Дебаты Карла Поппера Импровизационная речь
Парламентские дебаты Авторское исполнение
Дебаты Линкольна - Дугласа
Как проходят дебаты :
Организация дебатов включает в себя
три этапа:
подготовку,
проведение
обсуждение.
Тема дебатов.
Обозначается тема дебатов, которая должна соответствовать нескольким условиям:
четкость и конкретность формулировки;
однозначность понимания;
перспективность для обсуждения;
значимость для воспитанников.
Принципы дебатов :
Принцип первый : уважение необходимо!
Принцип второй: честность обязательна.
Принцип третий: проигравших нет.
Участники дебатов.
- утверждающая сторона;
- отрицающая сторона;
- судья( - и);
- таймкипер;
- зрители.
Правила проведения:
в дебатах принимает участие вся команда спикеров;
в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
в случае затруднений спикер, подводящий итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 1 мин;
спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
эксперты оценивают аргументы, но не участников.
Основные понятия дебатов :
Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контр-аргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.
Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним-двумя прилагательными. Возможны, например, общественный, семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты. Кейс должен включать в себя от 3 до 6 различных аспектов.
Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов (от 1 до 3).
Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективна, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (книгу, журнальную или газетную статью, материалы сети Интернет, отражать известные и реальные факты, быть лаконичной.
В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое составляется на основании всех предыдущих элементов.
Спикер должен начинать свое выступление обращением к оппоненту "Уважаемый. ".
Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму "Уважаемый (Уважаемая…" или любую другую вежливую форму.
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса.
Схема взаимодействия
участников дебатов.
Подведение итогов.
Объявление решения судей;
Заключительное слово ведущего.
Примерные темы для дебатов в начально школе :
Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным»;
«Школьная форма должна быть обязательной».
«Домашнее задание «за» и «против»».
«Взрослые должны вмешиваться в личную жизнь ребенка».
- Данная техника больше подходит для более старших классов, но на занятиях в группе продленного дня я начала вводить элементы дебатов. На данный момент у меня ученики 4 класса, с которыми мы, не так давно, апробировали полноценные дебаты на тему «Пластик разрушает планету.» Ребятам очень понравилось высказывать свои позиции, проявлять свои лидерские качества, высказывать свою точку зрения, но были и сложности в умении детей до конца выслушать мнение оппонента без проявления бурных эмоций.
Спасибо за внимание.