наталья п
Развитие фонематического восприятия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в нашей стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Она требует совместной согласованной работы педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, а также разработки и применения соответствующих оригинальных методик преподавания. Подобные методики позволяют самым активным образом оказывать помощь детям с, поскольку с каждым годом их становится все больше. Принципы развивающего обучения, заложенные и основу этой системы (опора на ведущий вид деятельности, амплификация, индивидуализация, позволяют добиться хороших результатов в обучении и воспитании детей, которые, достигли школьного возраста, продолжают оставаться в кругу дошкольных интересов. У таких детей отмечаются :
Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей» размещена в разделах
снижение познавательной активности;
неразвитость эмоционально-волевой сферы;
отклонения в процессах переработки сенсорной информации;
слаборазвитое и неадекватное внимание;
недостатки памяти, которые касаются всех видов запоминания (непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного);
недостаточное владение основными мыслительными опера-циями (анализом, синтезом, обобщением, абстрагированием, сравнением);
нарушения речи;
недостатки в развитии моторики.
И здесь хотелось бы остановиться на важном обстоятельстве. До недавнего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, должны были пройти собеседование с учителем. Сейчас это стало необязательным. Родителям можно только предложить это сделать.
Дело в том, что за первый год обучения в обычном классе у ребенка с нарушением фонематического восприятия не только усугубляются имеющиеся недостатки в развитии, но и появляется отрицательный жизненный опыт. Для более полного восприятия материала он нуждается в наглядно практической опоре, в предельно развернутой инструкции. Если этого нет, то возникает непонимание, он оказывается не в силах выполнить задание. Попробовав справиться с ним пару раз, потом он вообще перестает искать решение. Так дети убеждаются в бесполезности своих действий, так приобретается «опыт беспомощности» со всеми его негативными последствиями. У ребенка пропадает интерес ко всему, что называется учебой. А ведь интерес — это положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Устная экспрессивная речь:
низкий уровень моторной реализации высказывания (нару-шения звукопроизношения, слоговой структуры слова, недостаточная развитость орального праксиса и артикуляционной моторики);
несформированность словообразовательных навыков (большое количество ошибок при образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных, качественных и притяжательных прилагательных от существительных);
несформированность грамматического строя речи (синтак-сические, лексические, смысловые ошибки);
нарушения связной монологической речи (смысловая не-адекватность, невозможность обойтись без посторонней помо-щи, запрограммировать текст, ошибки грамматического и лек-сического оформления при составлении рассказов по картинке или по серии картинок, при пересказе);
неразвитость номинативной функции речи (большое количе-ство ошибок при назывании предметов и действий).
Устная импрессивная речь:
несформированность фонематического восприятия;
много ошибок в понимании сложных логико-грамматических конструкций;
ошибки в понимании далеких и близких по звучанию и значению названий предметов и действий.
Письменная речь:
несформированность языкового и звукового анализа (отсут-ствие дифференциации понятий звук, буква, слог);
неразвитость навыков письма (дисграфические ошибки);
несформированность навыков чтения (страдают и скорость, и правильность чтения, и понимание прочитанного).
Профессор Р. Е. Левина писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание? не одного, а целого ряда речевых процессов.». Известно, что в период обучения грамоте дети должны усвоить такие понятия, как звук, буква, слог, овладеть навыками фонематического анализа и синтеза. Имен но это служит базой для дальнейшей успешной учебы. В действительности же, дети на втором году пребывания в школе не имеют этих знаний и навыков, что тормозит развитие как устной, так и письменной речи, а значит, и всего учебного процесса.
В специальной литературе можно найти описание множества при-емов и способов преподавания трудных тем русского языка (в том числе и по развитию фонематических процессов.