Анна Втюрина
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия. (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи занятия
Образовательные:
1) уточнить артикуляцию звука [ К ];
2) совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза,развивать фонематический слух;
3) повторить акустико- артикуляционную характеристику звука К;
4) вспомнить графический образ буквы К
Коррекционные:
1) развивать слуховую память, внимание и восприятие;
2) развивать умение концентрировать внимание;
Публикация «Конспект занятия по развитию фонематического восприятия, (в подготовительной группе) „Путешествие за сокровищами“» размещена в разделах
3) развивать умение контролировать импульсивные действия.
4) тренировать глазодвигательные функции.
5)развивать ориентировку в пространстве.
Воспитательные :
1) воспитывать навык четкого произнесения звука [ к ]
2) воспитывать умение работать в течение всего занятия.
3) создать хорошее настроение.
4) воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Ход занятия
I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
1. Психогимнастика
Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом
1. Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирала старые вещи и нашла карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да.
Логопед: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
Развитие зрительного внимания
Логопед: (показывает детям на экране) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте.
Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»
2. Введение в тему. Кораблик приплыл к Озеру Звуков.
(Дети стоят на ковре.)
Звучат звуки природы, шелест листьев, шум проезжающей машины и т. д.
Логопед: Ребята, что вы сейчас слышите?
Дети: Звуки.
б) Беседа о звуках:
Логопед: Какие звуки вы сейчас слышали, назовите их? (шелест листвы, тиканье часов, шум проезжающей машины и т. д.)
Логопед: Как вы думаете, эти звуки речевые или не речевые? (не речевые) Почему? (их издают предметы, а речевые произносят с помощью рта)
Можем ли мы увидеть звуки? (Нет их только произносим и слышим). А что мы можем увидеть? (Мы можем увидеть и написать букву.)
Логопед: Итак, первое испытание.
Логопед: Ребята, посмотрите, на доске разбросаны буквы. Назовите букву, которая находится в правом верхнем углу (А), нижнем левом углу (П, левом верхнем углу (О, правом нижнем углу (Т, по середине (О).
Назовите гласные буквы (А, И, О) Почему вы так решили? (Они тянутся, поются и не встречают препятствий во рту)
Назовите согласные (П, Т). Почему они называются согласными? (при произношении они встречают препятствия (язык, зубы и губы).
А О
И
П Т
Логопед: Можем плыть дальше.
Логопед: Итак, мы приблизились к Загадочному острову.
Ребята отгадайте загадки.
а) Загадывание загадок.
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал… (конем)
У порога плачет,
Коготочки прячет
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет (кошка)
Сама пестрая,
ест зеленое,
дает белое (корова)
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, грызет морковку (кролик)
Она не буренка,
Но все же пока
Дает ежедневно
Кувшин молока.
Ей дай только волю -
Семь дней не пройдет -
Повсюду с деревьев
Кору обдерет. (Коза)
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это - (кот).
В капусту он забрался осеннею порой: рогатый и лохматый и с длинной бородой (козел).
(Дети, отгадав загадки, проходят за парты.)
Послушайте еще раз отгадки и скажите, какой звук встречается в этих словах чаще всего? конь, кошка, корова, кролик, кот, козел (В этих словах чаще всего встречается звук К).
Сейчас мы отправимся на остров Умных человечков. И там вы мне расскажите все что знаете про звук К.
Акустико – артикуляционный образ звуков.
Ребята произнесите звук К. (Дети проговаривают звук хором, индивидуально).
Дайте характеристику звуку К. (Звук К согласный, воздух встречает преграду - язык, глухой (тактильно – вибрационный контроль, твердый.) . Попробуйте пропеть звук [ К ]. Получается? (Нет).
Мы сможем громко крикнуть этот звук в лесу? (Нет).
Значит, звук [ К ] гласный или согласный? (Согласный). В какой домик мы его поселим? (В синий).
Демонстрируется синий домик. Положите руку на горло, произнесите звук.
А сейчас вам предстоит новое испытание.
Развитие фонематического слуха. Игра «Светофор» :
Дети берут синий сигнал «Светофора».
Логопед: Вам нужно поднять синий сигнал светофора, если услышите звук К в слогах и словах.
Ка, на, так, бак, кот, нос, комната, кусты, стол, крот, нога.
Молодцы!
Зрительная гимнастика.
На острове Умных человечков живет Крошка Енот и он хочет с вами поиграть.
Дети выходят на ковер. Презентация «Крошка Енот»
Следить глазами за меняющимся изображением.
Логопед: Ребята, сейчас мы попадем на Цветочный остров.
Ребята, вам не кажется, что этот остров какой-то странный. Называется цветочный но, здесь нет ни одного растения. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал все цветы на острове, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше» Развитие фонематического анализа и синтеза.
составить слова из первых звуков названий картинок. Предъявляются картинки:
Совы усы пушка (слово “суп”). В случае затруднения можно показать картинку.
Плита улитка хлеб (слово “пух”).
Панама антенна роза (слово “пар”).
Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попадем на Мудрое озеро. Здесь нас ждет новое задание. Поймай слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка
Логопед предлагает детям выполнить еще одно задание.
Цель:развитие фонематического восприятия-обучение слоговому анализу слов.
Логопед отчетливо произносит слово и просит ребенка отстучать количество слогов на металлофоне. Каждому ребенку дается индивидуальное задание. Пока ребенок выполняет задание остальные дети слушают правильно ли он его выполняет.
7. Наш корабль плывет дальше. На горизонте река «Красивых звуков». Но мы не сможем через нее перебраться потому что злой колдун побывал здесь раньше, чем мы и сломал мост через реку. Чтобы мост стал снова целым и мы смогли через него перебраться нам нужно выполнить задание.
Восстановление графического образа буквы К. Закрепление зрительного образа буквы к и развитие концентрации внимания.
Задание: Найти и подчеркнуть все буквы к. (На листах, лежащих перед детьми, написаны буквы. Нужно найти и подчеркнуть все буквы к)
Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Веселья».
Игра “Ловим комаров” - снятие мышечного напряжения с кистей рук. На этом острове очень много комаров, которые нам мешают. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так. (Логопед демонстрирует хватательные движения кистями обеих рук). По команде “Стоп!” вы садитесь вот так. (Руки сложены перед собой). Готовы? Начали! Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите руки вниз, расслабьте их, встряхните ладонями. Пусть руки отдыхают. А нас ждет последнее испытание на Равнине звуков.
Крестики – нолики
Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.
Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
К
Х О Х
Х Х Х
III. Итог.
• Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ. А ключ спрятан в песке. Пойдемте скорее его искать (дети ищут ключ в емкости с песком.) Ой ребята вот же он,но посмотрите на ключе записка, в которой написано,что ключик откроет ларец после того, как мы выполним еще одно задание.
Найди на острове предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики)Выполняют задание. а затем
раскрывают ларец, находят там угощения)
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»
- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- Где мы с вами побывали?
- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.