Наталья Закаулова
Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим собой, можно назвать счастливыми. Но число таковых невелико, потому что всегда находятся причины для разочарований в себе самом, расстройств, а с ними приходит конец душевной гармонии. Стресс, срыв, выгорание…
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные эмоциональные и психические затраты.
Публикация «Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ, Психологизация педагогического процесса» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В нашем ДОУ педагог-психолог работает с разными сторонами профессиональной деятельности педагогов :
• формирование педагогической позиции;
• развитие профессионально-личностных качеств;
• умение планировать воспитательно-образовательную работу;
• развитие организаторских умений;
• коммуникативные навыки;
• умение морально-волевой саморегуляции;
• формирование устойчивых интересов;
• профилактика конфликтов.
Построена система психологической работы с педагогами ДОУ.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной, так как педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний.
Наша психика – это бочка с крышкой, когда эту бочку переполняют отрицательные эмоции : обида (скрытая форма вымогательства, злость, гнев, то может начать срывать крышку… чуть приподнимать – это невроз (нереализованное действие) и вовсе снести…это психоз. Чтобы крышу не сносило, у бочки должны быть клапана, через которые выходит «пар», так называемые отдушины: это общение, спорт, отдых, релаксация, театр, работа, еда и так далее… Чем больше клапанов в бочке, тем меньше вероятность, что сорвет крышку, то же и с психикой человека, чем больше возможностей реализовать свои потребности, тем лучше и для нас и для окружающих.
Наблюдение и диагностика педагогов показали, что одним из самых актуальных направлений в работе по здоровьесбережению на данном этапе – это профилактика эмоционального выгорания педагогов. Эмоциональное здоровье взрослого является опосредующим фактором эмоционального здоровья детей.
Причины возникновения СЭВ у педагогов
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
• большие нагрузки;
• ответственность перед начальством, родителями;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ
• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
• проведение открытых мероприятий на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
• окончание учебного года.
Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)
• 8% - со стажем от 1годадо 3 лет
• 50% - у педагогов со стажем работы от 4 до 10 лет;
• 20% - у педагогов 11-15-летним стажем, у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
• 22% - со стажем от 16 до 35 лет;
Стаж работы Процент СЭВ
1-3г. 8%
4-10 л 50%
11-15л. 20%
16-35л. 22%
Синдром эмоционального выгорания проходит три стадии — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Очень опасно не заметить, что есть три аспекта профессионального выгорания
Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Преобладают объект-объектные отношения.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.
Симптомы профессионального выгорания
ПЕРВАЯ ГРУППА:
психофизические симптомы
• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА:
социально-психологические симптомы
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА:
поведенческие симптомы
• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель затрудняется в принятии решений;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Чтобы выявить степень эмоционального благополучия, педагогом – психологом была проведена диагностика:
Наблюдение за деятельностью воспитателя.
Беседа.
Тестирование.
Анкетирование.
Социометрия.
В результате диагностики эмоционального выгорания педагогов ДОУ получены следующие результаты: 1-я стадия эмоционального выгорания (напряжение) 16% педагогов. 2-я стадия (резистенция) доминировала - до 66%. До 18% специалистов имели формирующуюся 3-ю стадию (истощение).
Увеличилось число педагогов, имеющих синдром профессионального и психического выгорания, который влияет на эмоциональное состояние воспитанников.
Стадии ЭВ Процент педагогов
1 16%
2 66%
3 18%
Возникла необходимость построить систему работы с педагогами по созданию условий для эмоционального благополучия.
Цель работы: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
• Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;
• Развитие самопознания и самопринятия;
• Обучение педагогов методам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и других отрицательных эмоций; релаксации;
• Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;
• Обучение педагогов эффективным техникам вербального и невербального взаимодействия и общения;
Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
— удовольствие (релаксация, игра);
— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
— стремление бороться со своими негативными убеждениями;
— создание сообщества.
3. Повышение уровня профессионального мастерства.
Для педагогов были проведены :
• Индивидуальные консультации по интересующим вопросам
• Тренинги «Профилактика Эмоционального выгорания» «Мои мечты. Мои цели», «Развитие педагогической рефлексии».
• Семинары-практикумы «Создание условий для развития эмоционального микроклимата в коллективе», «психологические речевые настройки».
• Круглые столы «Эмоционально –волевая готовность к осуществлению профессиональной деятельности», «Использование методов саморегуляции».
• Лектории «Профилактика утомления», «Эффективное педагогическое общение», «Стресс и здоровье».
Разработаны памятки для самостоятельного изучения приемов саморегуляции.
В результате проведенной работы были получены следующие результаты:
1-я стадия эмоционального выгорания (напряжение) выявилась у 8% педагогов. 2-я стадия (резистенция) доминировала -у 16%. 3-я стадия не выявлена.
Стадии ЭВ Процент педагогов
1 8%
2 16%
3 0
Уменьшилось число педагогов, имеющих синдром эмоционального выгорания. Таким образом, была доказана эффективность работы по формированию эмоционального благополучия педагогов.