Папки-передвижки

Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса

Наталья Закаулова
Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим собой, можно назвать счастливыми. Но число таковых невелико, потому что всегда находятся причины для разочарований в себе самом, расстройств, а с ними приходит конец душевной гармонии. Стресс, срыв, выгорание…

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные эмоциональные и психические затраты.

Публикация «Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ, Психологизация педагогического процесса» размещена в разделах

В нашем ДОУ педагог-психолог работает с разными сторонами профессиональной деятельности педагогов :

• формирование педагогической позиции;

• развитие профессионально-личностных качеств;

• умение планировать воспитательно-образовательную работу;

• развитие организаторских умений;

• коммуникативные навыки;

• умение морально-волевой саморегуляции;

• формирование устойчивых интересов;

• профилактика конфликтов.

Построена система психологической работы с педагогами ДОУ.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной, так как педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний.

Наша психика – это бочка с крышкой, когда эту бочку переполняют отрицательные эмоции : обида (скрытая форма вымогательства, злость, гнев, то может начать срывать крышку… чуть приподнимать – это невроз (нереализованное действие) и вовсе снести…это психоз. Чтобы крышу не сносило, у бочки должны быть клапана, через которые выходит «пар», так называемые отдушины: это общение, спорт, отдых, релаксация, театр, работа, еда и так далее… Чем больше клапанов в бочке, тем меньше вероятность, что сорвет крышку, то же и с психикой человека, чем больше возможностей реализовать свои потребности, тем лучше и для нас и для окружающих.

Наблюдение и диагностика педагогов показали, что одним из самых актуальных направлений в работе по здоровьесбережению на данном этапе – это профилактика эмоционального выгорания педагогов. Эмоциональное здоровье взрослого является опосредующим фактором эмоционального здоровья детей.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

• большие нагрузки;

• ответственность перед начальством, родителями;

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

• проведение открытых мероприятий на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;

• окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)

• 8% - со стажем от 1годадо 3 лет

• 50% - у педагогов со стажем работы от 4 до 10 лет;

• 20% - у педагогов 11-15-летним стажем, у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);

• 22% - со стажем от 16 до 35 лет;

Стаж работы Процент СЭВ

1-3г. 8%

4-10 л 50%

11-15л. 20%

16-35л. 22%

Синдром эмоционального выгорания проходит три стадии — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Очень опасно не заметить, что есть три аспекта профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА:

психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА:

социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Чтобы выявить степень эмоционального благополучия, педагогом – психологом была проведена диагностика:

Наблюдение за деятельностью воспитателя.

Беседа.

Тестирование.

Анкетирование.

Социометрия.

В результате диагностики эмоционального выгорания педагогов ДОУ получены следующие результаты: 1-я стадия эмоционального выгорания (напряжение) 16% педагогов. 2-я стадия (резистенция) доминировала - до 66%. До 18% специалистов имели формирующуюся 3-ю стадию (истощение).

Увеличилось число педагогов, имеющих синдром профессионального и психического выгорания, который влияет на эмоциональное состояние воспитанников.

Стадии ЭВ Процент педагогов

1 16%

2 66%

3 18%

Возникла необходимость построить систему работы с педагогами по созданию условий для эмоционального благополучия.

Цель работы: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

• Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

• Развитие самопознания и самопринятия;

• Обучение педагогов методам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и других отрицательных эмоций; релаксации;

• Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

• Обучение педагогов эффективным техникам вербального и невербального взаимодействия и общения;

Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

— удовольствие (релаксация, игра);

— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

— стремление бороться со своими негативными убеждениями;

— создание сообщества.

3. Повышение уровня профессионального мастерства.

Для педагогов были проведены :

• Индивидуальные консультации по интересующим вопросам

• Тренинги «Профилактика Эмоционального выгорания» «Мои мечты. Мои цели», «Развитие педагогической рефлексии».

• Семинары-практикумы «Создание условий для развития эмоционального микроклимата в коллективе», «психологические речевые настройки».

• Круглые столы «Эмоционально –волевая готовность к осуществлению профессиональной деятельности», «Использование методов саморегуляции».

• Лектории «Профилактика утомления», «Эффективное педагогическое общение», «Стресс и здоровье».

Разработаны памятки для самостоятельного изучения приемов саморегуляции.

В результате проведенной работы были получены следующие результаты:

1-я стадия эмоционального выгорания (напряжение) выявилась у 8% педагогов. 2-я стадия (резистенция) доминировала -у 16%. 3-я стадия не выявлена.

Стадии ЭВ Процент педагогов

1 8%

2 16%

3 0

Уменьшилось число педагогов, имеющих синдром эмоционального выгорания. Таким образом, была доказана эффективность работы по формированию эмоционального благополучия педагогов.

Публикации по теме:

Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада Консультация для воспитателей по теме: «Эмоциональное благополучие ребенка в младшей группе детского сада» Выполнила: Яценко С. А.

Эмоциональное благополучие дошкольника — помощь тревожным детям, профилактика детских страхов Памятка для родителей Боремся с детскими страхами. Начните с себя: Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье. Счастлив тот, кто счастлив.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Как вы знаете,.

Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практикуме. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию,.

Родительское собрание в подготовительной группе «Эмоциональное благополучие ребенка» Родительское собрание на тему «Эмоциональное благополучие ребенка» в подготовительной группе. МБДОУ «Детский сад№14 «Светлячок» Пермский.

Роль педагога ДОУ в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольников Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введением.

Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного состояния детей» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО.

Выступление из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей в группе» "РЕБЕНОК ВСЕГДА ПРАВ. НЕПРАВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЙ, ЧЬЯ ПРОГРАММА РЕБЕНКУ НЕ ИНТЕРЕСНА" И. Сеченов. Дошкольное детство - это период.

Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального.

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка — жизнь без капризов» Эмоциональное благополучие ребенка – жизнь без капризов. Эта статья рассчитана на родителей, у которых дети дошкольного возраста. В основу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 08:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Закаулова (УИ 120270) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД