Онухова Ирина николаевна
Метод проектов как способ организации педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов, как способ организации педагогического процесса.
И. Н. Онухова воспитатель
МБДОУ «Муромцевский детский сада №7 присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур» Муромцевского муниципального района Омской области.
В основе национального проекта «Образование» лежит целостный подход к повышению качества образовательных услуг, созданию необходимых условий для получения высококачественного образования подрастающего поколения на всех возрастных ступенях. Использование инновационных технологий, методов и форм открывает новые возможности обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных форм воспитательной - образовательной работы с детьми в наши дни стала проектная деятельность.
Публикация «Метод проектов как способ организации педагогического процесса» размещена в разделах
Проектная деятельность как форма организации и развития активности детей представляет собой комплекс протяжённых во времени мероприятий, направленных на решение единой цели, разрешение определённой проблемы. Результатом является продукт, оформленный тем или иным способом. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В своей работе использую ознакомительно - ориентированные проекты, направленные на сбор информации и систематизацию знаний детей о каких-то явлениях, объектах, развитии детской активности, инициативы, творчества, уверенности в себе: «Загадки с грядки», «Птицы- наши друзья», «Подарки осени», «Каким может быть снег».
В проекте можно выделить следующие основные этапы: постановка цели, разработка и выполнение проекта, подведение итогов.
Одной из особенностей метода проектов является самостоятельный поиск и отбор информации, который влияет на формирование технологической, информационной и коммуникативной компетентности участников проекта. Чтобы найти материал для проекта, ребёнок должен понять инструкцию, спланировать этапы своей деятельности, установить причинно – следственные связи, уметь ориентироваться в разных источниках информации, найти нужный материал, сделать выводы, получить информацию при общении, уметь принять помощь.
Рассмотрим это на примере проекта «Каким может быть снег».
Цель проекта : Формировать познавательные способности детей; знакомит со свойствами снега.
Задачи проекта :
• Учить устанавливать простейшие связи между временем года и погодой, дифференцировать состояния снега, зарисовывать их.
• Называть основные приметы зимы.
• Развивать любознательность, наблюдательность.
• Развивать речевую активность.
• Воспитывать интерес к природе.
Участники проекта. Воспитатели, дети старшей группы, их родители.
Основные мероприятия. Прогулки и наблюдения. Опыты по ознакомлению со свойствами снега, воды. Игры со снегом. Изготовление совместно с родителями снежных построек.
Образовательная область Тема мероприятия Содержание деятельности Срок
«Познавательное развитие» «Рассматривание снежинок через лупу», «Таяния снега», «Защитные свойства снега», «Установление зависимости свойства снега от температуры» Элементарные опыты по ознакомлению со свойствами снега, формированию умения видеть прекрасное в окружающем мире
Тематические прогулки: «Снегопад», «Защитные свойства снега от температуры» Расширение представлений детей о неживой природе, её значении в жизни человека
НОД: тематическая- «Пришла волшебница зима», «Почему идёт снег?»интегрированная- «Почему снег липкий?» Формирование знаний о природе, представления о времени года зима, развитие любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы и закрепление общих речевых навыков
«Развитие трудовой деятельности» Помощь дворнику в уборке снега с дорожек; создание снежных построек Воспитание трудовых навыков
«Социально- коммуникативное развитие» Игры: «Снежинки», «Найди Снегурочку!», «Снежный лабиринт», «Снежная баба» Развитие умений играть со снегом
«Художественно – эстетическое развитие» Рисование: «Снежинка», «Зимушка- зима» Развитие умения проявлять удивление, радость, восхищение от соприкосновения с красотой природы
Совместная работа детей с родителями
Тема мероприятия Содержание деятельности Срок
Чтение стихов, пословиц, поговорок о снеге; отгадывание и составление загадок Ознакомление с художественной литературой; активизация речи детей
«Играем на улице всей семьёй» Консультации для родителей
Изготовление снежных построек на участке Участие в совместном творчестве, укрепление семейных связей
Метод проектов позволил построить учебно – воспитательный процесс более насыщенно, интересно. Дети экспериментирую, исследуют, наблюдают. У них проявляется интерес к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимыми, полезными. Они учатся находить своё место и видеть свою роль в общей работе. Метод проектной деятельности развивает познавательный интерес, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогло многим неуверенным в себе детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций : «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».У детей появилась возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.
Атмосфера поддержки и творчества, ответственность за результат стимулируют маленьких участников проекта к самосовершенствованию. Считаю одним из определяющих критериев успешности проектной деятельности – изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразования себя и окружающего мира.