Юлия Пермякова (Первунинских)
Педагогическая разработка «Умные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство нравственного воспитания
Ответственный: Пермякова Ю. Н.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Публикация «Педагогическая разработка „Умные сказки“» размещена в разделах
В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Вот почему именно этот возрастной период под влиянием различных неблагоприятных факторов наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства.
Анализируя состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется формированию одной сферы – интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания — формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни.
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку». Игра со сказкой помогает детям задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе зло и добро. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует быть смелым; агрессивный — добрым; несобранный — аккуратным.
Надо отметить, что речь идет лишь о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку. В данной технологии были выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны дошкольникам, а именно: отношение к людям (добрый — злой); отношение к труду (трудолюбивый — ленивый); смелость (смелый — трусливый).
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Для этого я использую сказочные сюжеты, психогимнастические упражнения (этюды, игры, дети обыгрывают отдельные проблемные сюжеты сказки, рисуют и лепят героев сказок, совместно с родителями дети изготавливают атрибуты для сказок, подбирают пословицы к качествам личности данного персонажа, сочиняют свои сказки и заключительным этапом становится – интерактивная игра. Такую интеграцию можно назвать – «социальным экспериментированием». Дети принимают роль персонажа сказки и проигрываются разные варианты поступков персонажей, дети сами делают соответственный выбор и анализируют, находят выгодный вариант для всех героев сказки.
Интерактивная игра проводится одни раз в три месяца, что является диагностической составляющей, где дети покажут как в сказке на новый лад они могут применят известные им качества личности в предлагаемой ситуации.
Данная технология отвечает принципам ФГОС ДО. Считаю, реализацию технологии «Умные сказки», в группе старшего дошкольного возраста, целесообразной и актуальной.
Цель:
Формирование осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах общества, на основе которых строятся отношения к другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Задачи:
• Познакомить детей с моральными качествами личности.
• Дать им понятие о парности этих качеств (добрый — злой).
• Обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества.
• Учить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значение.
• Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления.
• Способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.
• Развивать эмпатию.
• Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Этапы формирования нравственности.
Формирование привычки и привычных форм поведения
через эмоциональную подсознательную сферу психики
(ранний возраст, младший возраст)
Нравственное мышление, нравственные чувства
Формируется на базе привычного поведения и под влиянием педагогического воздействия
(младший, средний возраст)
Формирование нравственных свойств: честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм
(старший дошкольный возраст)
Формирование нравственного сознания убеждения и воли,
которые становятся регуляторами действий, поступков человека.
(школьный период)
Формирование саморегуляции, самоуправления.
(старший школьный возраст)
Предполагаемый результат:
Результатом процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
*Дети умеют общаться со взрослыми и сверстниками, усвоили основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений.
*Дети с удовольствием участвовать в коллективных делах, принимая общую цель и условия, стараясь действовать согласованно, прослеживается живой интерес к общему результату.
*В поведении и отношении к окружающему у дошкольников проявляются черты гуманистической направленности.
*Дети начинают осознавать свои возможности, достижения, научились оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро – зло; хорошо – плохо; справедливо – несправедливо).
*У детей формируются такие качества как сочувствие, отзывчивость.
* У мальчиков развивается внимательное отношение к девочкам: они подносят девочкам стул, в нужный момент оказывают помощь.
*Девочки в свою очередь проявляют заботу об окружающих, с благодарностью относятся к оказанной помощи и знакам внимания мальчиков.
Технология строится по принципам:
1. Принцип индивидуальности
В драматизации нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени. Зайчик, сыгранный одним ребенком, будет беззаботным, подвижным, шумным, а другим — тихим, осторожным, сдержанным. Тот же самый ребенок, играя во второй раз того же Зайчика, может быть совсем другим, не похожим на описанных двух.
2. Принцип всеобщего участия
В драматизации участвуют все дети. Не беда, если не хватает ролей для изображения людей и зверей. Деревья, кусты, ветер, избушка тоже могут стать активными участниками спектакля. Они могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев — возможности здесь не ограничены.
3. Принцип свободного выбора
Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
4. Принцип помогающих вопросов
Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо ее с ребенком обсудить, «проговорить». В этом вам помогут вопросы:
Что ты хочешь делать?
Что тебе мешает? Что поможет сделать это?
Что чувствует твой персонаж? Какой он?
Что он хочет сказать?
О чем мечтает?
5. Принцип обратной связи
После проигрывания сказки проходит ее обсуждение. Взрослый задает детям вопросы:
Какие чувства ты испытывал во время спектакля?
Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?
Кто тебе больше всего помог в игре?
Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Модель реализации технологии
1. этап - чтение и анализ сказок : обсуждение личных качеств героев;
2. этап – дидактические игры, рисование героев сказки с целью усвоения сказки;
3. этап - проигрывание этюдов совместно с логопедом (отрывков из сказок, проблемная ситуация из жизни, психогимнастические упражнения, мимические и пантомимические приемы;
4. этап – изготовление атрибутов (могут принимать участие родители);
5. этап – интерактивная игра;
6. этап – рефлексия.
На последнем этапе прослеживаются качественные изменения в характере и поведение детей, результат определяется методами наблюдения и диагностирования.
На основе сказок
Особенностью данной технологии является широкое использование различных сказок. Подготовка к интерактивной игре подразумевает поиск и тщательный отбор сказок, отвечающих поставленным задачам технологии. Чтобы облегчить поиск и задать примерное его направление, привожу перечень сказок, использованных в работе, а также книги, где эти сказки можно найти.
Литературные источники
1. Родничок. Книга для чтения детям 4–5 лет. М., 1993.
2. Михалков С. Сказки, пьесы, стихи. В 3 книгах. Кн. 3. СПб., 1994.
3. Михалков С. Сказки, пьесы, стихи. В 3 книгах. Кн. 1. СПб., 1994.
4. Рассказал барсук лисе. Русские народные сказки. Сост. Л. Грибова. M., 1993.
5. Братья Гримм. «Сказки». Вып. 1. СПб., 1992.
6. Румынские народные сказки. В 3 частях. Ч. 1. М., 1991.
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» по редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
2. А. С. Давыдов «Лучшая книга сказок» - М: 2003г.
3. «Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок» - «Ленинградское издательство», 2003г.
4. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». – М. : 2000
5. С. В. Шамаева «Апология сказки». - М: 2000г.
6. В. В. Гербова «книга для чтения в детском саду и дома» - М: 2005г.
7. И. Г. Дмитриева, Е. А. Требухина «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника». – М: 2005г.
8. О. А. Садилова «Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» - М: 2005г.
Тематический план
4-5 года
Сказка Качества личности
«Репка» Общее дело, значимость малой помощи
«Колобок» Хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность, хвастовство – лень.
«Теремок» Умение жить дружно
«Кот, петух и лиса»
Дружба, взаимовыручка, послушание
«Гуси – лебеди» Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность
«Лиса и заяц» Добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность.
5-6 лет
Сказка Качества личности
«Лисичка-сестричка и серый волк» Простота – хитрость, доверчивость – обман
«Зимовье» Дружба, согласие
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение
«Стойкий оловянный солдатик» Стойкость и мужество, любовь и верность
«Колосок» Трудолюбие, лень, непраздное проведение времени
«Привередница» Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям
6-7 лет
Сказка Тема
«Муха -Цокотуха»
Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость
«Царевна-лягушка»
Послушание - непослушание, ответственность, смелость, любовь
«Цветик – семицветик»
Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Любовь – чудо.
«Кукушка»
Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям
«Золушка»
Трудолюбие, терпение