Панарина Ида
Педагогическая психология
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая психология
1) Учебная мотивация, ее виды и структура учебных мотивов.
Учебная мотивация - определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
1. Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
2. Организацией образовательного процесса;
Публикация «Педагогическая психология» размещена в разделах
3. Субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т. д.);
4. Субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
5. Спецификой учебного предмета.
Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив, но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Структуру мотивационной сферы позволяет подробно рассмотреть классификация мотивации (мотивов) учения.
Классификация двух больших групп мотивов:
• - познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации учащихся на овладение способами добывания знаний: интерес к приёмам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
• - социальные мотивы, связанные с различными видами социального взаимодействия учащегося с другими людьми. Это: стремление получить знания и полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. К этой группе относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения - в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учащихся, доминировать в коллективе и т. д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что учащийся хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимодействия с учителями, одноклассниками, постоянно совершенствовать эти формы.
Эта классификация является наиболее разработанной. В ее основе лежит предложенное Л. И. Божович выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность отношения к учению, является совокупность мотивов, определяющая учебную деятельность учащихся. Одни из них (познавательные, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Другие (социальные, «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности - проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.
Содержательные качества мотивов связаны с характером самой учебной деятельности. К ним относятся: осознанность, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность, доминирование в структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов. Это смыслообразующие мотивы, которые не только побуждают деятельность, но и придают ей личностный смысл. Смыслообразующие мотивы, они же ведущие, доминирующие, преобладающие определяют направленность всей мотивационной системы.
Виды мотивации относительно её уровня сформированности, можно выделить:
-Первый уровень - высокий уровень учебной мотивации, учебной активности. (У учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования). Учащиеся четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
-Второй уровень - хорошая учебная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.
-Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учащимися, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
-Четвертый уровень - низкая мотивация. Эти учащиеся посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
-Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях они могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у них отмечаются нервно-психические нарушения.
2) Соотношение педагогических и социальных целей, их место в структуре учебно-воспитательного процесса.
Социальная педагогика – это “отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных” .
Социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии, воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. В условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний.
Социальная педагогика – это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами, категориями социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Социальная педагогика заимствовала у педагогики такие категории, как “образование”, “обучение”, “воспитание”, “дети”, “ребенок”, “личность”, “развитие”, “деятельность”, “общество”, “социализация”. К собственным категориям социальной педагогики мы относим “социальное обучение”, “социальное воспитание”, “социально-педагогическую деятельность”.
Педагогическая деятельность - направлена на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами в образовательных учреждениях различных типов (дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования). Деятельность носит нормативный характер, так как регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами и др. Педагогическая деятельность имеет непрерывный, плановый характер, направлена на всех детей.
Социально-педагогическая - деятельность направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Обучение– двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание – руководство педагогом процесса познавательной и учебной деятельности ребенка.
Социальное обучение– целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирование социальных умений и навыков у детей.
Воспитание– это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.
Социальное воспитание– целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
Социальное обучение – целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей.
Возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности совпало с периодом переосмысления сущности воспитания как социального феномена.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку – это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в определенном обществе.
Социальное воспитание означает процесс, помогающий человеку в целях его совершенствования, достижения успеха в определенной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных отношениях. Социальное воспитание происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для подростка это еще и улица.
Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедиться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации. Гуманизм состоит и в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Соответственно задача социального педагога – стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества, приемлемые обществом. Так, в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества, следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных, общественных и частных учебных учреждениях.
Первостепенными задачами социального воспитания являются:
- индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье: физическое, психическое и социальное состояние ребенка (подростка);
- защита прав ребенка (подростка) на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение;
- охрана здоровья ребенка (подростка, а также организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности;
- помощь в подходах к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.
3) Практическое задание
Заполните таблицу, в которой будут представлены первые теоретические подходы в области педагогической психологии.
Подход Авторы Содержание
Традиционный Яна Амоса Коменского (1592-1670, Жан-Жака Руссо (1712-1778, Иоганна Песталоцци (1746-1827, Иоганна Гербарта (1776-1841, Адольфа Дистервега (1790-1866, К. Д. Ушинского (1824-1870, П. Ф. Каптерева (1849-1922). Вклад этих педагогов-мыслителей в развитие педагогической психологии определяется прежде всего кругом тех проблем, которые они рассматривали: связь развития, обучения и воспитания; творческая активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, организация обучения и многие другие. Однако это были только первые попытки научного осмысления этого процесса.
Культурологический В. И. Андреева, Ю. А. Бельчикова, Е. В. Бондаревской, А. А. Кирсанова, А. Н. Ростовцева, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой Общие вопросы реализации культурологического подхода в образовательном процессе, его системообразующая роль.
Личностно – ориентированный 1. Платон (427-547 гг. до н. э.)
2. Римский политический деятель, философ и писатель Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.)
3. Английский мыслитель-гуманист Томас Мор (1478-1535)
4. Французский писатель гуманист Франсуа Рабле (1494-1553)
5. Мишель Монтень (1533-1592, французский философ и писатель 1. который полагал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т. е. учитывать личные склонности.
2. считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность («пусть говорит он (ученик) сам, а не его память»)
3. высказывал мысли о разностороннем развитии личности.
4. едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
5. разработал гуманистическую педагогическую программу, оказавшую сильное влияние на педагогику Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Канта, Л. Н. Толстого и других прогрессивных теоретиков и практиков воспитания. Целью воспитания и образования Монтень провозглашал гармоническое совершенствование человеческой личности, выявление заложенных в человеке способностей. По суждениям Монтеня, ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям.