Людмила Тихонова
Эссе «Педагогическая профессия в XXI веке»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог – это звучит гордо!
Народная мудрость…
Мыслители и педагоги всех времен подчеркивали высокое общественное значение – звание – Я – педагог.
«Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика – наука о свободном искусстве воспитания свободного человека» (С. Соловейчик).
Жизнь педагогической профессии – это неустанный труд души. Труд, полный радости, тревог, волнений, переживаний. И задача каждого педагога – раскрыть в каждом подопечном его индивидуальность, его сущность как личности.
Публикация «Эссе „Педагогическая профессия в XXI веке“» размещена в разделах
От поколения к поколению передается педагогический неиссякаемый опыт профессионального мастерства. И в XXI веке профессия педагог не утратила своего великого значения. Повторение в судьбах людей – качество, которое дано не всем. И это качество называем мы – призванием.
Только любящий, уважающий себя, ответственный педагог может донести Знание. Знание – любить свою Родину, ее богатства, окружающих людей. И не только любить, но и преумножать. Педагогу XXI века даются особые полномочия – быть интернационалистом, знатоком общемировой культуры, компетентным в различных областях и сферах деятельности.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно – исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – воспитатель. Именно воспитатель является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.
В образовательном процессе в условиях реализации ФГОС на первый план выдвигается вопрос по обеспечению условий развития личностного роста ребенка. Это обусловлено необходимостью интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной осваивать духовные ценности, формировать специфическую избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов.
Окружающий мир постоянно трансформируется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование становится необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и, конечно, сферу педагогической деятельности.
Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем – то сознательно или бессознательно копируют его.
В современных условиях воспитатель – это носитель индивидуальных качеств, обладающий высокой мотивацией, самодостаточностью, успешностью, образованностью, коммуникабельностью и прочими качествами. И в ряде личностных характеристик выделяются такие качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно – образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Но все эти качества перекрывает одно, самое важное – безграничная любовь к детям, которая считается важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Воспитатель XXI века должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и художника, и друга и т. д. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя.
Опираясь на свой многолетний опыт, с уверенностью могу сказать, для того, чтобы стать хорошим воспитателем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности дошкольников, предвидеть возможные затруднения при усвоении материала, знать зону «ближайшего» развития воспитанника, учитывать индивидуальность каждого ребенка. Всю свою профессиональную жизнь я учусь не только у мастеров педагогики отечественной и зарубежной, у коллег, но и у детей. Учусь у них непосредственности, доброте, человеколюбию, способности радоваться каждому дню. Приходя на работу, да и просто общаясь с детьми, я открываю им свое сердце, свою систему ценностей, обсуждаю с ними волнующие их темы, искренне отвечаю на их вопросы. Я также стремлюсь воспитать у каждого ребенка важнейшие человеческие качества: быть добрым, творческим, гибким, находчивым, способным воспринимать критику, умеющим ладить с людьми, учу своих воспитанников планировать, исследовать, экспериментировать и размышлять.
Роль педагога, на мой взгляд, заключается в том, чтобы создавать условия для развития способностей ребенка, для осознания себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, для осмысления своих действий, развития самостоятельности, инициативы, творческого потенциала. Моя работа не ограничивается только работой с детьми. Я всегда включаю в педагогический процесс и родителей, чтобы не остаться в одиночестве на своем «острове знаний», каждый раз выступая в разной роли- партнера, наставника, консультанта, помощника в совместном труде.
Я горжусь своей профессией, мне очень хорошо в мире детства. Там нет лжи, зависти и зла. Есть самые яркие, самые талантливые дети – мои воспитанники. Только тот, кто хоть раз с настоящей любовью уверенно и нежно держал в своей ладони доверчивую детскую ручонку, может понять меня. Я отдам им себя всю, без остатка. По-другому нельзя. Ибо есть на свете самая мирная и светлая миссия – быть воспитателем!
Педагогическая эстафета продолжается…и XXI век тому подтверждение.