серёгина оксана
Моя профессия — психолог. Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
Серёгина Оксана Валентиновна
педагог-психолог
МКОУ ДО ППМС «Центр диагностики и консультирования»
Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начинаю здесь.
Моя профессия - психолог.
Или призвание это есть?
Я здесь касаюсь откровения,
Я здесь ступаю не спеша.
Моя профессия - доверье,
Моё призвание - душа.
В ней всё - серьёзность и ирония,
Вершин триумф, игра теней.
Моя профессия - гармония,
Моё призвание – верность ей.
Публикация «Моя профессия — психолог, Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
У меня никогда не стоял выбор профессии. Я – продолжаю династию учителей в нашем роду. Я никогда не видела свою бабушку, которая была учительницей начальных классов в г. Белгороде, но папа всегда говорил, что я на неё похожа. Поэтому по окончании 8 класса поступила в Мещовское педагогическое училище на учителя начальных классов. Окончив училище по распределению, работала в Людиновской школе-интернате для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в должности учителя начальных классов 20 лет.
Учитель, педагог — это не профессия, а скорее призвание! Поэтому в 38 лет я поступила в Российский новый университет, где получила два высших образования: специальный психолог и учитель – логопед. Получив эти специальности, я проработала в должности педагога – психолога ещё 5 лет в школе – интернате для детей – сирот. Мой общий трудовой стаж 25 лет, педагогический – 25лет. Все мои выпускники имеют отклонения в развитии (умственный и физический дефект). Сколько израненных сердец и искалеченных судеб пришлось мне увидеть. Сколько тайн пришлось сохранить! С многими из ребят я поддерживаю тесную переписку, помогаю советом, делюсь вещами, которые остались от собственных детей.
«Сегодня много говорят о том, что надо творить добро. В чем же заключается это «добро»? Все ли его могут творить?». Сегодня я продолжаю свою педагогическую деятельность в «Центре диагностики и консультирования». Реализую адаптированные образовательные программы для детей – инвалидов и детей с ОВЗ.
Дети-инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они любят общаться, играть, рисовать, петь, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир – это родители, комната, в которой они живут. Такие дети редко общаются со сверстниками, узнают новое, что происходит в мире, разве что через интернет, постепенно такой ребенок замыкается в себе, слишком рано узнает, что такое одиночество. Когда ребенок взрослеет и понимает, что его болезнь неизлечима, начинает страдать и психика.
Четверть детей-инвалидов в России учится в общеобразовательных школах. И нельзя сказать, что все дети положительно это расценивают. Некоторые ребята не хотят учиться с ребенком-инвалидом в одном классе, школе, некоторые их считают особыми и стараются избегать общения, кто-то постоянно жалеет, и лишь маленькая часть детей в школе относятся к ребенку-инвалиду как к полноценному члену общества, ничем не отличающимся от других детей, разве что небольшой физической неполноценностью. Я рада, что есть такие ребята. Еще я горжусь родителями, которые воспитывают ребенка-инвалида. Они не отказались от него, не стесняются его, не прячут, а ведь в противном случае ребенку это причиняло бы душевную боль. Моей главной задачей является помочь детям адаптироваться в обществе, стать терпимее друг к другу, а главное – помочь им раскрыться творчески, ведь в каждом из них спрятана личность, требующая уважения.
Педагогу-психологу, также как и педагогу, необходимо уметь любить детей, с которыми он занимается. Прежде чем начинать занятия, строить образовательный процесс, психолог должен полюбить того ребенка, который к нему пришел, почувствовать его, принять и только тогда удастся установить контакт и совместные занятия будут эффективны. Важно понять, оценить состояние ребенка, быть с ним искренним и доброжелательным. Любая искусственность выдаст тебя и разочарует ребенка, вернуть пошатнувшееся доверие и уважение будет очень сложно.
Но как бывает приятно, когда твои усилия не напрасны! И ты видишь результаты своего труда! Пусть даже иногда нужно долго и упорно идти к своей цели, но ты знаешь, что смог помочь ребенку, научил его чему-то.
Мне нравится одна восточная мудрость, которая гласит: «Чтобы хлопнуть в ладошки, нужны две ладони. И каким получиться хлопок, зависит от обеих ладоней». Это я о том, что необходима связь меня, как педагога - психолога, с родителями. И вот тут возникает проблема - родители часто не замечают проблемы ребенка или стараются уйти в сторону, усугубляя положение еще незрелой личности. Ребенок – это чистый лист бумаги, и что мы, взрослые, нарисуем на нем, с тем он и отправится в общество. Приходиться разъяснять мамам и папам, что самый большой дефицит, который испытывают их дети – это дефицит ласки и понимания. Любить также надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
И еще хотелось бы привести одну притчу, которая определяет, на мой взгляд, профессиональный и человеческий путь любого человека, работающего с детьми. «Когда - то давным-давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
И в заключении хотелось бы сказать, что я очень рада, что пришла в эту профессию и занимаюсь любимым делом! Очень важно, когда человек находит работу по душе! Мое профессиональное кредо – не навреди, не дай потерять веру в добро, помоги и направь!