Амирчупанова Мадина
Педагогическая находка «Волшебный платок Гульменди» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная область: познавательная
Интегрированные образовательные области:
Социально – коммуникативное;
Познавательное;
Художественно – эстетическое;
Физическое развитие;
Речевое развитие.
Цель:
• Познакомить детей с традиционным народным промыслом;
• Дать детям представления об искусстве элемента дагестанского наряда;
• Учить детей внимательно рассматривать элементы росписи;
• Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус и любовь к народному искусству и к труду мастериц.
Задачи:
Публикация «Педагогическая находка „Волшебный платок Гульменди“ в старшей группе» размещена в разделах
• Формирование у детей эстетического восприятия к красоте народного искусства;
• Ознакомления детей с различными художественными материалами;
• Оказание помощи и направления творчества детей в освоение цветовой палитры, построение композиций, передача формы и объема предметов, выразительности образцов, выработке умений и навыков в живописи;
• Формирование нравственно – эстетических чувств любви к родному краю, традициям народного искусства, уважения к труду художников и народных мастеров.
Образовательные:
• Знакомить детей с ремеслом и искусством родного края;
• Обучение способам художественной деятельности.
• Формировать у детей понятия об особенностях узора;
• Закреплять умение выполнять работу, составлять узор на квадрате.
Социально-коммуникативное развитие:
• Использовать знания о родном крае в игровой деятельности.
• Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям родного края, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие
• Приобщать детей к истории родного края.
• Формировать представления о традиционной культуре родного края
Речевое развитие
• Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой родного края.
Художественно-эстетическое развитие:
• Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Физическое развитие:
• Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы родного края.
Развивающие:
• Развивать интерес к искусству родного края;
• Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус.
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное;
• Воспитывать детей умению видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов творчеству родного края.
Материалы и оборудование:
Проектор, слайдовая презентация, платки мастеров селения Губден, трафарет, х/б платочки без узора, краска «Гуаш», силиконовые шпателя, салфетки.
Предварительная работа:
Просмотр видеофильма «Губденские платки» видеообращение мастерицы Зулхужат.
знакомство с народными играми.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Орг. момент
Дети заходят в группу, становятся возле воспитателя.
Приветствие.
Дружба начинается с улыбки "
Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: "Здравствуй, солнце! "
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка - земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Здравствуйте уважаемые гости. Ребята поздоровайтесь с гостями.
Восп: А давайте дети познакомимся - Я Мадина Исаевна, воспитательница «Детского сада Радуга». Приехала я к вам из Первомайска.
Восп: В каком селе вы живете дети? (отв. дет) Башлыкент.
Восп: В каком районе находятся эти села? (отв. дет) в Каякентском районе.
Восп: А вы знаете ребята какие нации живут в нашем районе? (отв. дет) кумыки, даргинцы.
Восп: Мы все жители Каякентсткого района, жили и живем дружно.
Восп: А в какой Республике мы с вами живем? (отв. дет) Правильно в Республике Дагестан. В Дагестане живут более наций кумыки, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы.
Восп: В какой стране находится Дагестан (отв. дет) в России.
Восп: Живут в России очень много национальностей и у каждого свои традиции, обычаи, ремесла и культура. Мы Россияне мы часть единой и неисчерпаемой Российской культуры и в тоже время мы Дагестанцы, представители той или иной народности района и села.
Народы как одна семья
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной
И Родина у всех одна
Привет тебе и слава
Непобедимая страна
Российская держава.
Восп: Давайте вспомним ребята какими ремеслами славится наш Дагестан? (отв дет) Восп: Славится наш Дагестан такими ремеслами как художественная обработка металла, ковроделие, гончарное производства, а еще Дагестан славится Губденскими платками. Платок является одним из национальной одежды, который является символом красоты, скромности и чести. И славится он во всем мире. Сегодня на нашем занятии речь пойдет о не простом платке, а о платке изготовление, которого сохраняется столетиями - это платок гульменди. Изготавливают его мастерицы с. Губден Карабудахкентского района.
Восп: Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Слава о губденских платках разлеталась далеко по свету. Каждый платок не похож на другой, все они неповторимые, разные. Женщины дагестана особенно ценят и берегут платок, передавая его из поколения в поколение.
(воспитатель достает платки из сундука)
стих
Как Дагестанские великие просторы,
Необратим по красоте своей платок,
На нем начертаны губденские узоры,
Ее живительный и благодатный ток.
Рассматривание платков.
Восп: А для чего нужны были платки? (согреться или наоборот спрятаться от солнца, почувствовать комфорт и уют, быть красивой).
Восп: Какие элементы вы видите на платках? (веточки, цветы, листья).
Восп: Какого цвета листья, веточки, цветы? (ответы детей) раскрываем платок. Восп: Середина платка может быть пустой и может заполняться редкими мелкими цветочками. Цвет фона у платка может быть разный : зеленый, синий, красный, белый и других цветов.
Восп: Какую форму имеет платок? (квадратный).
Красота родной природы перенеслась на шелковое полотно платка, которое завершается кистями или бахромой.
Восп: Узор наносили натуральными красками, которые делали из растительных продуктов, таких как барбарис, грецкий орех, шиповник. Сложное и трудоемкое это дело делают ее лишь настоящие мастера. Гульменди пользуется спросом и за пределами Республики Дагестан.
(Звук что пришло сообщение)
Внимание на экран. (обращение к детям мастерицы Зулхужат)
Восп: Давайте дети попробуем выполнить просьбу мастерицы Зулхужат. А для этого нам с вами надо пройти в мастерскую. Пройдите дети за ваши рабочие места, садитесь, засучите рукава, выпрямите спинки.
Восп: На столах у вас есть краски, трафарет, шпатель и платок. Приступим к нанесению узора на платок. И так как этот платок мы будем дарить нашим мамам, чтоб он получился красивым, вам надо внимательно меня слушать. (идет объяснение)
Восп: Ребята, посмотрите, у нас на столах лежат платочки без узора, где лежат краски, трафареты, шпатели. А теперь мы с вами приступим к нанесению узора на платок. Будьте внимательны. Начинаем наносить узор на верхнюю часть платка, после нанесем узор с левой стороны, далее с правом стороны и завершаем узор с нижней части. Пока наши узоры на платках подсыхают, давайте мы с вами поиграем.
Игра "Платочек" (Объяснение, повтор 2-3 раза).
А теперь мы возвращаемся в мастерскую.
Восп: Давайте посмотрим, какие же платочки получились для наших мам. (идет обсуждение)
Восп: Давайте вспомним, как надевают платок (треугольник).
Итог занятия :
Восп: Как вы думаете, как живут жители Дагестана?
Восп: Какими ремеслами занимаются в Дагестане?
Восп: С какими платками мы сегодня познакомились?
Восп: Где производят губденские платки?
Восп: Какой орнамент (рисунок) на платках?
Восп: Платок символ чего дети?
Спасибо за занятие!