Оксана Паламарчук
Педагогическая находка «Ранняя профориентация дошкольников с использованием Кругов Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка
«Ранняя профориентация дошкольников
с использованием Кругов Луллия»
Добрый день уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги. Я очень рад, что имею возможность сейчас поделиться с вами своим педагогическим опытом. Стаж работы у меня небольшой, всего 4 года.
Каждый воспитатель постоянно задается вопросами:
Как научить ребенка жить в окружающем его мире и найти своё место в нём?
Как развивать в нем качества активного созидателя?
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Луллий Р. Круги и кольца Луллия
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Как сформировать навыки, позволяющие самостоятельно решать проблемы?
На все эти вопросы мы, воспитатели, должны найти ответы.
Целью моей работы стал поиск новых инновационных технологий в работе с детьми. Учитывая приоритетное направление нашего детского сада я задумались над тем, как обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов.
И вот я его нашла! Это Кольца Луллия. На мой взгляд Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и обучения детей, по всем разделам программы.
Актуальность выбранного метода определяется тем, что он помогает мне не только успешно решать многие задачи, но и быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей; в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка; комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, речь и конструктивное мышление.
Новизна использования заключается в том, что:
Работа по этой методике способствует выполнению главной задачи предшкольного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных начальных умений творчески мыслить, предшествующих учебным действиям.
Но я пошла немного дальше. С помощью Кругов Луллия я решила ещё одну задачу – это ранняя профориентация. Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Проблема профориентации является социальной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Поставленная мною цель с использованием Кругов Луллия направлена на допрофессиональное самоопределение дошкольников, выявления способностей, склонностей ребёнка, которые в дальнейшем помогут с определением профессии.
Задачи поставленные мной, определяют направление моей работы и результат:
• Развитие логического, конструктивного мышления и познавательной активности;
• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
• помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых я провожу в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
В предметно-развивающей среде группы организован центр профессий, где Круги Луллия занимают самое главное место в которые входят стандартные игры:
• Д/и «Все профессии нужны, все профессии важны»;
• Д/и «Космические профессии»;
• Д/и "Профессии. Кому что нужно для работы?».
Игра на Кругах Луллия пробуждает интерес ребенка, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала и формирует экономическую грамотность.
Тщательное изучение методики Кругов Луллия, позволило мне разработать серию игр «Лаборатория профессий» по ранней профориентации, которые развивают у детей творческое, аналитическое и конструктивное мышление: «Строитель», «Кондитер», «Швейное ателье», «Машина моей мечты». Они направленные на ознакомление с продуктами труда разных профессий. Ведь детям старшего дошкольного возраста интересен сам процесс, а не его имитация.
Каждая разработанная игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью Кругов Луллия. Умело подобранные задания учат ребенка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое, творческое мышление, внимание, навыки устной речи, воображения. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями через Круги Луллия подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
В игре «Строитель» на первом кругу расположены реальные материалы для постройки дома – это кирпич, ракушняк, газобетон, дерево, спрессованная глина. Это даёт возможность детям тактильно ознакомиться с предметом, увидеть цвет. Ребёнок выбирает материал из которого он хочет построить свой дом. Дальше он выбирает какой он будет формы и крышу дома.
В игре «швейное ателье» развивается творческое и конструктивное мышление. На первом кругу расположены реальные примеры ткани, которые используются для пошива одежды. Второй круг – это вид одежды, а третий круг – украшения для одежды.
Игра «Кондитер» предполагает использование различных кондитерских добавок – это ваниль, какао, мускатный орех, имбирь, корица и кардамон. Вид продукта – печенье, кекс, пирожное и т. д. Также имеются различные украшения для выпечки.
Игра «Машина будущего» развивает абстрактное мышление, причинно-следственные связи. Дети также выбирают материал, вид корпуса будущего транспорта и отдельные детали: крылья, колёса, винт, спойлер, прицеп, диски. Они создают
Они дают возможность детям 6-7 лет сначала на кругах построить дом, смоделировать платье или придумать новое пирожное, почувствовать себя инжером-механником. А самое главное – дают возможность почувствовать себя творцом чего-то, умеющим объяснять многие вещи. Ведь реальность и фантазия – два закадычных друга.
Но на них мы лишь моделируем и проектируем. Работа с Кругами Луллия выходит за их пределы и продолжается непосредственно на занятии по конструированию, где дети с лёгкостью делают заданную постройку дома. На занятии по рисованию они рисуют сколько может быть в доме комнат, какая мебель там находится и т. д. Рисуют эскизы новой и необычной одежды.
На занятии по лепке, конструированию из бумаги или аппликации ребята создают необычные машины или новый вид пирожного.
Так же огромная роль участия родителей в профориентационной работе. Прежде всего проявилось в доступных детям беседах о себе, своей работе, профессиях родственников. Родители помогали мне в создании игр. В проектной деятельности дети вместе с родителями пекли пирожные, шили платья, моделировали машины и мастерили необычные дома.
В подготовительной группе на начало учебного года была проведена диагностика по сформированности представлений дошкольников о труде взрослых. Проанализировав динамику формирования знаний о труде взрослых у детей, доказала результативность использования Кругов Луллия в работе, правильность их комбинирования и актуальность использования.
Повысился уровень представлений дошкольников о труде взрослых :
- дети различают профессии по существенным признакам;
- называют профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- понимают роль труда в благополучии человека;
- моделируют в игре отношения между людьми разных профессий;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности и труду в целом
В моих планах пополнять серию игр «Лаборатория профессий» на основе Кругов Луллия дальше, так как это дало положительный результат.
Я убеждена что, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.
Знакомство детей с миром профессий нужно осуществлять на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.