Татьяна Купрякова
Педагогическая находка по ФЭМП «Операция по спасению жителей Математического царства-государства» (с детьми 7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок», г. Нижнеудинск»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми 7 года жизни
по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Операция по спасению жителей Математического царства-государства»
(с применением технологий: визуализация ассоциативных связей, социо-игровая)
Составила: воспитатель Купрякова Т. А.
г. Нижнеудинск, 2017 г.
Содержание
Пояснительная записка
I. Основная часть
1.1. Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми
Публикация «Педагогическая находка по ФЭМП „Операция по спасению жителей Математического царства-государства“ (с детьми 7 лет)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Пояснительная записка
«Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника, и тогда дело становится игрой».
Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов.
В своей практике при организации НОД, в рамках личностно-ориентированного, а также системно-деятельностного подхода, я часто использую социо-игровую технологию (автор Е. Е. Шулешко). Также, я хотела поделиться опытом работы по использованию интеллект-карт, по технологии визуализации ассоциативных связей (автор Тони Бьюзен).
Если исходить из того, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то вот оно – руководство к действию: социо-игровая технология организации жизни детей в условиях комплексно-тематического планирования и интеграции видов деятельности.
Социоигровая педагогика направлена в первую очередь на социальное развитие каждого ребенка.
Главный принцип социо-игрового подхода – снятие с педагога оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности.
Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это необходимо.
Обратившись к истории развития человека, мы видим, что, когда доисторические люди осознали, что в состоянии внешне выражать свои внутренние мысленные образы, развитие в данном направлении пошло стремительно. Первые примитивные начертания сменились рисунками, вроде наскальных росписей, по мере развития цивилизаций рисунки обобщили в символы, а те со временем дали рождение алфавитам и письменам.
В общем смысле «визуализация» представляет собой метод, позволяющий обрабатывать различного рода информацию в виде оптического изображения, например, в виде рисунков, графиков, диаграмм, ассоциативных схем.
Немаловажным является тот факт, что данную схему можно расширять все дальше и дальше, уточняя предмет, дорогу от детского сада до дома и т. д., так как визуализация образов является сугубо индивидуальным психологическим процессом в сознании каждого индивида, и опорные ключевые точки в построении визуальной схемы каждый человек определяет для себя сам.
Так способом хранения и активизации информации является метод интеллект-карт (mindmapping, майндмэппинг, разработанный психологом Тони Бьюзеном, автором методики запоминания, творчества и организации мышления.
Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему.
Включенные в состав интеллект-карты слова и образы, увеличивают вероятность новой и более множественной совокупности ассоциаций, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение дальнейших новых и еще более множественных ассоциаций, и так до бесконечности.
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.
В условиях реализации ФГОС ДО, использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию всех областей. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Практическая значимость работы определяется возможностью педагогами ознакомиться с использованием представленных технологий, на примере познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) с детьми 7 года жизни.
Структура методической рекомендации состоит из содержания, пояснительной записки, основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Основная часть включает в себя технологическую. Карту непосредственно образовательной деятельности.
В приложении представлены интеллект-карты (см. Приложение1) и презентация к деятельности
(см. Приложение 2).
I. Основная часть1.1 Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми
Технологическая карта (автор А. Н. Леонтьев)
Вид деятельности: познавательно-исследовательская (ФЭМП)
Тема занятия: «Операция по спасению жителей Математического царства-государства»
Цель: создать условия для обобщения полученных знаний о геометрических фигур и их свойствах.
Задачи:
- создать ситуацию успеха для каждого ребенка;
- способствовать развитию логического мышления, сообразительности;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, доброжелательности в общении со сверстниками;
- сформировать умения пользоваться интеллект-картами.
Материалы и оборудование: набор геометрических фигур, кубик с цифрами, фломастеры, ватман, предметные картинки, снежок, проектор, ноутбук, карточки – схемы с заданиями, интеллект-карты.
Предварительная работа: решение арифметических задач, составление интеллект –карт, дидактические игры.
Используемые технологии: в рамках системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода, социо-игровая технология (автор Е. Е. Шулешко) и технология визуализации ассоциативных связей (автор Тони Бьюзен).
Таблица 1
Этапы Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Ожидаемые результаты
1. Введение в игровую ситуацию Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какой необычный кубик я нашла сегодня утром у входа в наш детский сад. Почему он необычный? Как вы думаете?» (Ответы детей).
-Посмотрите, ребята! Здесь есть какое-то сообщение!
-Давайте прочтем? (Ответы детей).
Воспитатель читает: «Помогите мне пожалуйста! Беда! В нашем сказочном царстве-математическом государстве, поссорились Царица-арифметика и Царица-геометрия, под их волшебные чары попали все жители нашего царства. На самом деле –я снежок, с которым играли маленькие зайчата, а теперь…Помогите, поиграйте со мной! Может быть это сможет разрушить колдовство!».
-Ребята, поиграем? (Ответы детей)
-Только как? У вас есть предложения? Кубик необычный, на каждой грани у него цифра, какая игра нам подойдет? (Ответы детей).
Воспитатель играет с детьми в игру, стоя в кругу «Продолжи счет». Кубик передается из рук в руки, ребята считают в прямом и обратном порядке в пределах 10. По окончании игры, воспитатель:
-Ребята, что–то изменилось? Смогли мы помочь заколдованному снежку? (Ответы детей).
-Вы правы, у нас не получилось, хотя мы все сделали правильно.
-Знаете, мне кажется, этого просто недостаточно. Нам предстоит сделать что –то еще, чтобы помочь снежку. Ребята с интересом включаются в игру, рассуждают, почему кубик не совсем обычный.
Очень отзывчивы на просьбу снежка, готовы поиграть, предлагают разные варианты игр с математическим кубиком.
Стоя в кругу играют в игру «Продолжи счет», не совершая ошибок, знают прямой и обратный счет в пределах 10.
Замечают, что изменений не произошло, оценивают свою игру, взволнованно ждут продолжения. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
2. Создание проблемной ситуации Звучит сигнал о поступлении сообщения на почту. На экране появляется изображение конверта (слайд № 1). Воспитатель:
-Что это ребята? Как вы думаете? (Ответы детей)
-Ребята, к нам на электронную почту нашего детского сада пришло сообщение. Давайте откроем его?
На экране появляется изображение овального зайца и квадратного медведя (слайд № 2).
-Ребята, это кто? Вы узнали этих животных? Но почему они так выглядят? Что произошло? Как вы думаете? (Ответы детей)
-Да, ребята, но это только наши с вами предположения, но что же случилось на самом деле?
Звучит сигнал о поступлении сообщения на электронную почту. Воспитатель:
-Мы получили еще одно сообщение, ребята это текстовый документ (слайд №3, письмо. Готовы его прочесть? (Ответы детей)
Воспитатель читает сообщение:
-Здравствуйте, ребята! У нас случилась беда! Посмотрите, что с нами случилось! В нашем сказочном царстве Математики, произошла ссора между двумя великими волшебницами –Арифметикой и Геометрией. И все жители нашей страны изменились до неузнаваемости. Все мы похожи на геометрические фигуры, в царстве неразбериха и путаница. Мы знаем, что в вашем детском саду очень сообразительные, умные и отзывчивые ребята, поэтому обратились к вам за помощью. Ведь чтобы вернуть нам наш облик, нужно выполнить ряд очень сложных заданий, так решили царицы. Очень надеемся на вашу помощь. С уважением жители Математического царства-государства. Внимательно рассматривают изображение, обсуждают увиденное, высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы воспитателя.
Предлагают разные варианты, Рассматривают животных, делают выводы, что они состоят из геометрических фигур. Заяц состоит из овалов, а медведь из квадратов.
Имеют представление об электронной почте.
Заинтересованно слушают сообщение, эмоционально откликаются на призыв о помощи. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения.
3. Мотивация к деятельности Воспитатель предлагает детям найти способы решения.
-Ребята, что же нам делать? (Ответы детей)
-Как мы сможем помочь животным? (Ответы детей)
-Как вы думаете, у нас получится? (Ответы детей)
-Достаточно ли у нас с вами знаний и умений в математике? (Ответы детей)
-Давайте вместе постараемся помочь попавшим в беду жителям математического царства. Дети активно учувствуют в обсуждении, у них много разных предложений, они готовы пройти все испытания, потому что умеют считать в пределах 10, решают арифметические задачи, у них сформированы знания о геометрических фигурах, и расположении предметов в пространстве. Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут высказывать свои мысли и желания в ситуации общения.
4. Проектирование решения проблемной ситуации Звучит сигнал о поступлении сообщения на электронную почту. Воспитатель открывает сообщение:
-Ребята, нам пришли задания, которые помогут нам расколдовать жителей волшебной страны, их переслали нам помощники цариц Арифметики и Геометрии. Заданий несколько, выполнять их нужно поочередно, выполнять правильно, без ошибок, работать мы будем в командах, потому что, выполнение заданий подразумевает, не только правильное выполнение заданий, но и умение работать дружно, помогать друг другу.
Стук в дверь. Воспитатель получает небольшую бандероль:
-А вот ребята нам прислали и все необходимое, для выполнения наших заданий: геометрические фигуры, конверты, задачи, схемы.
-Ну что ребята, начнем проходить испытания? (Ответы детей)
-Вы готовы? (Ответы детей) Дети внимательно слушают сообщение, которое они получили по электронной почте.
Выдвигают свои предложения, о том как выполнить работу.
Ребята обсуждают и рассматривают полученную посылку. Умеют работать в командах и самостоятельно.
Отвечают готовностью, на предложения воспитателя.
5. Выполнение действий Воспитатель:
-И первое, что нам нужно сделать ребята, это разделиться на две команды, для этого каждый из вас должен достать из волшебного мешочка одну геометрическую фигуру и определить в какую команду он попал.
На столах стоят знаки с изображением треугольника и круга. Дети занимают места за столами в соответствии со своими геометрическими фигурами. Воспитатель:
-Команды готовы? (Ответы детей)
-Молодцы, ребята! Следующим нашим шагом будет выбор лидера-капитана ваших команд. Выберите того, кто по вашему мнению справится с этим лучше всех, для этого вам нужно будет договорится.
-Ребята, вы выбрали своих капитанов? (Ответы детей)
-Капитаны, прошу подойти вас ко мне и получить следующее задание.
Воспитатель раздаёт капитанам задание в конвертах.
-Ребята, вы получили задание, в котором вам предстоит самостоятельно составить арифметическую задачу, придумать условие и предложить решить её противоположной команде. У одной команды задача на сложение, у другой на вычитание, вам необходимо в соответствии с карточкой-заданием составить условие задачи используя изображенные на карточке символы и знаки. Приступайте к работе. Воспитатель:
-Ребята, вы готовы? Предлагаю вам выбрать того, кто представит эту задачу противоположной команде (смена лидера, выберите того, кому больше всего доверяете.
Воспитатель предлагает командам озвучить свои задачи друг другу.
-Пожалуйста, команда «Треугольников», ваша задача:
(Выступление детей, дети озвучивают условие -противоположная команда «Кругов» -предлагает решение)
-Молодцы, ребята, очень интересная задача, и правильное решение.
-А сейчас послушаем задачу команды «Кругов» (Выступление детей, лидер озвучивает условие, противоположная команда – предлагает решение).
- Какие вы молодцы, ребята! Справились с заданием!
- Готовы к следующему? (Ответы детей)
- Для того, чтобы выполнить следующее задание нам нужно быть очень внимательными и ловкими, я буду показывать вам карточку-схему с изображением какого-либо движения, а вы должны сразу его повторить. Готовы? Начинаем.
Воспитатель показывает ребятам карточки-схемы, ребята выполняют движения.
- Отлично! Все справились! Вам понравилось испытание?
- Приступим к следующему. Предлагаю сменить лидеров в командах, выберите достойных, они подойдут ко мне и получат новые конверты с заданиями. Воспитатель раздает лидерам команд конверты с предметными картинками, цветными фломастерами. На столах раскладывает листы бумаги А-3, в центре которых наклеены геометрические фигуры-треугольник и круг. Воспитатель: - Следующим заданием будет создание карты, где вы наклеите или нарисуете предметы, окружающие нас, в основе которых-круг либо треугольник, в зависимости от команд. От центра по стрелкам будут располагаться предметы, рисунки, которые по вашему мнению, каким-то образом связаны с геометрическими фигурами.
-Задание понятно? Вопросы есть? Приступайте ребята! (Идет процесс создание интеллект –карты)
-Ну что же, я вижу вы закончили работу, предлагаю выбрать лидера, который сможет представить карту противоположной команде, рассказать какие предметы и почему вы изобразили на своей карте. Воспитатель поочерёдно даёт слово каждой команде.
-Ребята, мы выполнили все задания! Конвертов больше нет! Ребята поочередно выбирают фишки из мешочка и занимают свои места за столами.
Сообщают воспитателю о своей готовности к выполнению заданий. Затем выбирают лидера, в соответствии со своими симпатиями.
Капитаны-лидеры выходят к воспитателю за конвертами с заданиями.
Ребята внимательно слушают задание, если им что –то не понятно, задают вопросы. Работают в командах, составляют задачу, выбирают лидера, который представит задачу противоположной команде, слушают решение, затем меняются местами. Ребята оценивают свои задачи и решения, объявляют о готовности к выполнению следующего задания.
Дети выполняют движения и занимают позу, в соответствии с карточкой-схемой, которую показывает им воспитатель.
Ребята готовы выполнять следующее задание, выбирают нового лидера. Лидеры получают из рук воспитателя конверты с заданиями. Ребята внимательно, с интересом слушают задание. Приступают к выполнению. Рисуют, наклеивают готовые картинки, работают в командах.
Дети выбирают лидера, который представляет свою интеллект-карту противоположной команде. Обладают воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре.
Склонны наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности.
Обладают элементарными представлениями из области математики.
Способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
У детей развита крупная и мелкая моторика. Они подвижны, выносливы, владеют основными произвольными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими.
6. Рефлексия Звучит сигнал о поступлении сообщения на электронную почту. Воспитатель предлагает посмотреть, что за сообщение пришло.
-Ребята, посмотрите, мы справились, всё в математическом царстве вернулось на свои места, как счастливы жители! (Слайд № 4) (На экране появляется картинка с изображением веселых зверюшек, абсолютно с правильными формами). Затем после еще одного сигнала-текстовое сообщение со словами благодарности от жителей
- А на том месте, где мы оставили кубик-появился снежок, мы помогли расколдовать и его!
- Ребята, вам понравилась наша спасательная операция?
-А что больше всего? (Ответы детей)
-Что нового и интересного вы узнали?
-Как вы думаете, какая команда была более сплоченной, дружной? (Ответы детей)
-А какой из лидеров был лучшим капитаном, смог сплотить свою команду, выступал более убедительно? (Ребята оценивают работу друг друга)
Воспитатель:
-Ребята, вы справились с заданиями с легкостью, показали свои знания в математике, стали еще сплочённее, вы умеете работать в командах, на вас можно положиться! Спасибо за то, что были рядом, за то, что вы отзывчивые, неравнодушные, готовы всегда прийти на помощь тем, кто попал в беду. Дети с интересом рассматривают изображение на экране, с радостью слушают сообщение, довольны результатом.
Рассказывают о своих чувствах, о тех знаниях, которые получили.
Они гордятся собой. Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, говорят о том, что нового узнали, что понравилось им больше всего. Ребята оценивают работу своих команд, своих лидеров. Умеют анализировать свои действия
Заключение
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Технологию визуализации ассоциативных связей можно использовать в любом виде деятельности. Визуальные образы являются аналогами представлений об определенных вещах и действиях, поэтому визуальная схема, характеризующая детскую библиотеку, может служить основой для создания у ребенка ментального образа какой-то неизвестной для него библиотеки, которую он может дополнить данными, полученными от родителей, воспитателей, из книги, аудио- видеоматериала и т. д.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, дает огромные положительные результаты.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
В рамках личностно-ориентированного воспитания, а также требованиям стандарта, социо-игровая технология как нельзя лучше подходит для организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживленно обсуждают, общаются в деловой обстановке.
Список используемой литературы
1. Акименко, В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников [Текст] / В. М. Акименко // Начальная школа + До и После. – 2012. — №7.
2. Большая Советская Энциклопедия в 30 Т. [Текст] / – М. : «Советская энциклопедия».- 1978 г.
3. Бьюзен, Т. Супермышление. [Текст] / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.- 304с
4. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. – М. : Высшей. шк. - 1991.- 207с.
5. Шулешко, Е. Е. Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий. [Текст] / «ТЦ Сфера», 2015 г. - 128 с.