Ирина Злотник
Конкурсное задание «Педагогическая находка». Конспект занятия «Неньютоновская жидкость» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка. Конспект занятия Неньютоновская жидкость
Цель: организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием неньютоновская жидкость и выявлению ее свойств опытно-исследовательским путем; способствовать развитию познавательной активности.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «ньютоновской» и «неньютоновской» жидкости;
- создать условия для ознакомления детей со свойствами крахмала и неньютоновской жидкости;
Публикация «Конкурсное задание „Педагогическая находка“, Конспект занятия „Неньютоновская жидкость“ Видео» размещена в разделах
- познакомить детей со способом изготовления неньютоновской жидкости и вариантом ее применения в повседневной жизни.
- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; наглядно-образного мышления;
- способствовать развитию речи, умения сравнивать и делать выводы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение ребенка к окружающему миру.
Словарная работа: ньютоновская, неньютоновская, крахмал, лицемер, Ньютон, жидкость.
Материалы и оборудование: магнитофон, флешка, доска, пластмассовые буквы, тазик, песок, картинки для игры «Найди клад», 4 одноразовых плоских тарелки, сахар, соль, крахмал, мука, клубень картофеля, клеенки, схемы этапов изготовления тренажера для рук.
На каждого ребенка: глубокие одноразовые тарелочки, ложки столовые, ложки чайные, воздушные шарики, воронки, фломастеры, стаканчики, маленькие шарики для опытов, влажные салфетки.
Предварительна работа: выделение крахмала из картофеля, беседа и проведение опытов о свойствах воды.
Ход деятельности.
I Организационно-мотивационный момент
Воспитатель: Давайте улыбнемся. Друг к другу повернемся и снова улыбнемся. (Дети улыбаются друг другу)
II Проверка знаний и умений, воспитанников для подготовки к новой теме.
Воспитатель: Нас окружает огромное количество жидкостей. Что такое жидкость?
Дети: Жидкость - это состояние вещества.
Воспитатель: Какую жидкость мы с вами можем встретить в природе?
Дети: В природе мы можем встретить лужи, озера, пруды, моря, океаны, дожди.
Воспитатель: Совершенно верно. Сами люди состоят из жидкости. Вода дает нам жизнь.
Мы все время сталкиваемся с использованием жидкости в повседневной жизни. Как мы используем ее?
Дети: Мы используем жидкость, когда пьем чай, моем руки, когда папа заливает бензин в машину или мама наливает масло на сковороду, чтобы приготовить вкусный ужин.
Воспитатель: Что является основным свойством жидкости?
Дети: Основным свойством жидкости является то, что она способна менять свою форму.
Воспитатель: Все однородные жидкости, в том числе и вода, называются ньютоновскими, по имени ученого И. Ньютона. (показываю портрет И. Ньютона) Но, оказывается, не все жидкости ведут себя правильным образом. Такие жидкости, которые не подчиняются закону Ньютона, называются неньютоновские.
III Постановка цели перед воспитанниками.
Воспитатель: Сегодня мы с вами и попробуем сделать ту самую загадочную неньютоновскую жидкость.
IV Организация восприятия и осмысления новой информации.
Воспитатель: Что нам понадобится для ее изготовления, вы узнаете, отыскав клад.
Дети в емкости с песком ищут буквы и составляют словосочетание по начальным буквам картинок, разложенных воспитателем на столе. У детей получаются слова «вода», «крахмал».
Воспитатель: Оба слова вам знакомы?
Дети: Да.
Воспитатель:Что такое крахмал, кто знает?
Дети: Крахмал - это такое сыпучее вещество.
Воспитатель: Где его используют?
Дети: Его используют в приготовлении выпечки, киселя. Крахмалом раньше обрабатывали воротнички у рубашек и юбки, чтобы они лучше держали форму. Так же его добавляют при изготовлении таблеток. (Если дети затрудняются ответить, то подтолкнуть их к правильному ответу)
Воспитатель: Перед вами на тарелочках несколько белых веществ: соль, сахар, мука, крахмал. Можно ли по внешнему виду определить, где что лежит? (Сахар и соль скорее всего узнают сразу)
Дети: Да/нет.
Воспитатель: Возьмите по щепотке каждого вещества и сравните их.
Что вы заметили?
Дети: Мука более мягкая на ощупь, а крахмал на пальцах скрипит.
Воспитатель: Да, крахмал скрипит. Отличается от других. Это его своеобразное свойство. Ребята, почему у меня в руках картофелина, что в ней такого особого?
Дети: В картофеле «прячется» крахмал.
Воспитатель: Верно, именно в нем «прячется» крахмал. Он есть и в злаковых: зернах пшеницы, кукурузы, риса и т. д.
Давайте проверим растворяется ли крахмал в воде? Попробуйте положить его в воду и размешать. Берут ложкой крахмал, опускают в воду, размешивают.
Воспитатель: Что стало с жидкостью?
Дети: Она стала белой.
Воспитатель: Проведем эксперимент по получению неньютоновской жидкости. Для этого нам надо: 2-2,5 стакана крахмала и один стакан воды (либо 1-1,5 стакана крахмала (200г) и полстакана (0,5) воды. Затем насыпаем крахмал в чашку и нальем воду, тщательно размешаем. (Смешивают крахмал и воду в емкости)
V Первичная проверка понимания
Воспитатель: Получилось у нас вещество, которое может быть и твердым, и жидким.
Кто вспомнит как оно называется?
Дети: Это вещество называется неньютоновским.
Воспитатель: А зависит его состояние от скорости работы с ним. Толкаем, кидаем, стучим, крутим, мешаем – вещество ведет себя как твердое тело. Как только останавливаемся – жидкое, сразу же растекается.
VI Обобщение изучаемого и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Опыт 1.
Воспитатель: Опустим пальцы в жидкость. Если быстро сжимать и разжимать пальцы, можно увидеть между ними твердый комочек. (Опускают пальцы в жидкость, разжимают и зажимают пальцы.)
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать? Какое свойство принимает эта жидкость?
Дети: Эта жидкость принимает свойства твердого тела.
Воспитатель: Что нужно, чтобы она постоянно оставалась твердой?
Дети: Чтобы она оставалась твердой, ее нужно постоянно месить.
Опыт 2.
Воспитатель: Нальем жидкость на ладонь. Попробуем скатать шарик между ладонями. Получилось? Как только перестаем растирать ее, жидкость растекается лужицей. (Наливают жидкость на ладонь, пробуют скатать шарик, смотрят, что получается)
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? При каком условии жидкость обладает свойством твердого тела?
Дети: Жидкость может обладать свойством твердого тела только при быстром вращении, в данном случае, ладоней.
Опыт 3.
Воспитатель: Сможет ли жидкость удержать на поверхности шарик? (Кладут шарик на поверхность жидкости, смотрят что получается) Шарик держится?
Дети: Нет, шарик тонет!
Воспитатель: Какой вывод сделаем?
Дети: Шарик тяжелее, чем жидкость, поэтому он тонет.
Опыт 4.
Воспитатель: Постучим по жидкости пальцем. (Стучат по жидкости пальцем) Что происходит?
Дети: Палец не тонет и остается сухим.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: При частом постукивании по жидкости она ведет себя, как твердое тело.
Опыт 5.
Воспитатель: Опустим палец в жидкость. (Опускают палец в жидкость) Что произошло?
Дети: Палец намок.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Любое тело, опущенное в воду или любую жидкость, становится мокрым.
Воспитатель: При быстром ударе о поверхность палец не погружается в неньютоновскую жидкость и остается сухим, но если стучать медленно, или просто опустить палец в жидкость, она ни чем не будет отличаться от обычного киселя.
Итак, неньютоновская жидкость какая?
Дети: Она жидкая и текучая пока нет движения.
Воспитатель: Совершенно верно! Доказано Ньютоном, проверено каждым из нас.
VII Творческое применение ранее усвоенных знаний и умений.
Изготовление тренажера для пальчиков «Капризный лицемер».
Воспитатель: Ребята, сейчас мы сделаем с вами игрушку, которая называется «Лицемер».
Кого называют лицемером?
Дети: Это хитрый, притворяющийся, неискренний человек, который говорит совсем не то, что думает.
Воспитатель: Вспомним, как себя ведет неньютоновская жидкость? Какая же она на самом деле? Поэтому так игрушку и назвали. (Этапы дети объясняют сами, по схемам, вывешенным на доску)
Итак, что вы будете делать сначала?
Дети: Сначала нужно в шарик вставить воронку и ложкой влить туда нашу неньютоновскую жидкость, постоянно утрамбовывая ее руками.
Воспитатель: Что делаем затем?
Дети: Затем мы завязываем шарик и отрезаем кончик.
Воспитатель: Что делаете на последнем этапе?
Дети: На последнем этапе фломастером рисуем веселую рожицу на шарике.
(Изготавливают тренажер по схемам)
Воспитатель: Вот у вас и получилась такая интересная игрушка.
VIII Итог непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель:О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что узнали нового?
Дети: Мы разговаривали о жидкостях. Что существует жидкость, которая может быть и жидкой, и твердой.
Воспитатель:Как она называется?
Дети: Эта жидкость называется неньютоновская.
Воспитатель:Что делали на занятии?
Дети: На занятии мы делали неньютоновскую жидкость и проводили с ней опыты. Еще мы делали игрушку «Лицемер».
Воспитатель:Что вам сегодня понравилось на занятии? Что вам не понравилось на занятии? (Высказывают свои мысли, ощущения, эмоции)