Юлия Абраменко
Педагогическая находка «Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка» - детский сад №51 «Родничок»
с. Кагальник, Азовского района.
Педагогическая находка
"Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе"
Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социально-экономическом укладе. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
*самостоятельно добывать новые необходимые знания;
Темочки:
*умело использовать их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
*творчески мыслить;
* быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.
Решение этих задач связано с поиском и разработкой новых эффективных нетрадиционных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному развитию подрастающего поколения. Воспитанники нашей группы имеют сложные речевые расстройства. У детей с ОНР страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, нарушена смысловая и произносительная стороны речи. У большинства имеются проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Недостаточно развита познавательная мотивация. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.
Это приводит к появлению таких нежелательных черт личности, как неуверенность, излишняя застенчивость, постоянная неудовлетворенность собой или неоправданная самоуверенность, агрессивность, тревожность, невротизация.
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на мой взгляд, является использование нетрадиционных игровых технологий в коррекционной работе.
Нетрадиционные игровые технологии предоставляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления.
Внедряя инновационные методы и нетрадиционные формы работы в образовательный процесс необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы.
Использование нетрадиционных методов работы позволяет эффективно решать задачи коррекционной работы, повысить мыслительную и эмоциональную активность дошкольников, снять физическую и психическую напряженность, совершенствовать речевые навыки, способствует развитию психических процессов и творческих способностей, мотивирует детей к практической деятельности.
Для определения использования нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе было проведено логопедическое обследование группы детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи в количестве пятнадцати человек. Обследование проводилось по следующим параметрам:
фонематические представления;
звукопроизношение;
звукослоговая структура слов;
словарный запас;
лексико - грамматический строй речи;
связная речь;
общая и мелкая моторика.
Для диагностики использовались следующие методики :
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Н. Л. Стефанова «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3 – 7 лет: диагностический журнал;
Е. Косинова «Логопедические тесты»;
О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда».
В. С. Володина «Альбом по развитию речи».
Кроме логопедического обследования, было проведено диагностическое обследование уровня развития у детей мимической мускулатуры с использованием методики О. Е. Шаповаловой:
Результаты диагностических обследований детей старшего дошкольного возраста с ОНР выявили нарушения звукопроизношения, нарушение фонетико-фонематических процессов, ограничение словарного запаса, несформированность лексико-грамматических средств языка, нарушение звукослоговой структуры слов, несформированность связной речи, мелкой и общей моторики, мимики и пантомимики.
Для получения наиболее эффективных результатов, с детьми был организован цикл коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий, рассчитанный на реализацию в течение учебного года с частотой – 2раза в неделю.
Каждое занятие с использованием нетрадиционных технологий выстраивалось по структуре:
1. Организационный момент;
2. Сообщение темы логопедического занятия;
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;
4. Знакомство с буквой;
5. Автоматизация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
6. Произношение звука в словах;
7. Зрительная гимнастика;
8. Физкультминутка, упражнение на развитие общей и мелкой моторики;
9. Работа над предложением;
10. Итог логопедического занятия.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много, но наиболее часто в своей работе я использую следующие методы :
Арт-террапия
Су-джок террапия
Пескотеррапия
Музыкотерапия
Логопедический самомассаж
Биоэнергопластика
Кинезиологические методы
Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи, что способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развитию речи, развитию речевого дыхания и развитию мелкой моторики.
За годы педагогической практики я пришла к выводу, что научить ребенка либо скорректировать его знания и умения, гораздо легче, если ребенок захочет этого сам.
Эффективность нетрадиционных методов определяется:
- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,
- заинтересованностью детей,
- развитием их творческой самостоятельности,
- созданием благоприятного климата на занятиях,
- ориентировкой детей на коммуникацию.
«У ребёнка есть страсть к игре,
и надо её удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра».
А. С. Макаренко
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
Преимущества игры и игровых приёмов, по мнению разных педагогов, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. А работа логопеда нуждается в использовании игровых приёмов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Анализ результатов работы показал :
Повысилась эффективность коррекционно-логопедической работы.
Сократились сроки в процессе постановки и автоматизации звука.
Практически в полном объеме воспитанники овладели навыками самомассажа кистей рук.
Значительно расширился и обогатился словарь.
Наблюдается положительная динамика в формировании грамматических категорий.
Сформировались условия для последующего овладения навыком письма.
Повысилась мотивация к процессу обучения.