Анна Юсова
Личностно ориентированный подход в коррекционно-развивающей работе школьного психолога
▼ Скачать
Выступление на республиканском семинаре. Показ – презентация.
Следующим за диагностикой и не менее важным направлением в деятельности школьного психолога является коррекционно-развивающая работа. В коррекционно-развивающей работе традиционно выделяют два направления: развивающая работа и психокоррекционная работа.
Публикация «Личностно ориентированный подход в коррекционно-развивающей работе школьного психолога» размещена в разделах
Термин «коррекция» в переводе с латинского означает «исправление», развитие же подразумевает реализацию возможностей, заложенных в человеке. Таким образом, развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, а психокоррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Развивающая и психокоррекционная работа организуется прежде всего по итогам проведения психодиагностических минимумов, наблюдений за учениками и бесед с классными руководителями.
Остановимся чуть подробнее на характеристике коррекционной и развивающей деятельности школьного психолога.
Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы жизни и самосознание детей. Для того чтобы развивающая работа принесла ожидаемый результат, необходимо соблюдать следующие методологические принципы:
1. развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребёнка;
2. субъектное отношение к ребёнку, а не объектное. Объект мы можем исправлять, но субъекта исправить нельзя, можно лишь предоставить ему возможность для самоизменения.
3. развивающая работа должна строиться на основе личностно ориентированного подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребёнка;
4. занятия должны проводится в игровой форме или с применением игр и вызывать у участников группы живой интерес;
5. отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными;
6. ученик должен иметь право на ошибку.
Развивающая работа в нашей школе проводится согласно ФГОС в нескольких параллелях. В параллели 1-х классов (5 классов, одно занятие в неделю в течение учебного года по программе О. М. Алендеевой «Мои первые шаги к успешности». В параллели 5 классов (4 класса, одно занятие в неделю в течение года по программе занятий по формированию коммуникативных навыков «Я и мы». В параллели 9 классов проводится элективный курс по профориентации по программе «Основы профессионального самоопределения», один раз в неделю в течение полугодия.
Свои классы я на подгруппы не делю, в связи с чем есть определённые трудности в проведении занятий. Большая наполняемость класса (25-30 человек, следовательно, сложно организовать внимание всех учеников во время дискуссий, обсуждений, невозможно спросить всех детей, желающих высказаться. Из-за нехватки помещений занятия проводятся в своих кабинетах, нет возможности организовать работу в кругу, поэтому работаем сидя за партами. Несмотря на существующие сложности, детям развивающие занятия нравятся. Многое зависит и от самого психолога, т. к. он создаёт эмоциональный фон в группе, разжигает в детях интерес к предлагаемым заданиям при помощи соответствующей эмоции, мимики, интонации в голосе. Только добившись того, что маленький человек станет союзником взрослого и сам пожелает научиться тому, что ему предлагают, можно решить задачи развивающей работы.
Психокоррекционная работа в школе, как уже отмечалось, ориентирована на школьников с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. Коррекционная работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у неё ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности.
Методологические принципы деятельности в психокоррекционной работе:
1. Принцип гуманности. Вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей.
2. Принцип комплексного изучения детей. Учитывать данные, полученные при обследовании детей всеми специалистами: педагогами, медиками, дефектологами, психологами. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место.
3. Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование умственных способностей. Обязательное сопоставление всех полученных о ребенке данных: об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.
4. Принцип динамического изучения. Учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в данный момент, но и их возможности в обучении. В основе лежит учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», их потенциальных возможностях в обучении.
5. Принцип качественно-количественного подхода. Оценивать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность, настойчивость в достижении целей, мотивацию и т. п.
Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. В нашей школе проводятся групповые занятия в 2 параллелях: 1классы – 12 учеников, 2 классы – 6 учеников и индивидуальные занятия с ученицей 4 класса. Коррекционные занятия проводятся по программе Н. П. Локаловой «Уроки психологического развития» один раз в неделю в течение учебного года.
Цель работы: формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путём целенаправленного и всестороннего развития системы процессов анализа и синтеза.
Методические средства, которые я использую и в развивающей и в коррекционной работе это игры, беседы, упражнения. В коррекционной работе так же важно заинтересовать детей, а организовать занятия интереснее и разнообразнее возможно, применяя элементы здоровьесберегающих технологий: кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, массаж пальцев рук, лица и ушных раковин, упражнения для снятия напряжения. Общая атмосфера на уроках создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе, что в свою очередь имеет определенное последействие и постепенно распространяются на обычные школьные уроки. Тем самым развивающие и коррекционные уроки становятся одним из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом.