Юлия Чепуруха
Педагогическая гостиная «Академия мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая гостиная «Академия мастеров»
Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
Федеральный государственный стандарт для педагога является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и становлении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальности и необходимой помощи при нарушениях развития.
Публикация «Педагогическая гостиная „Академия мастеров“» размещена в разделах
В ФГОС говорится, что работа, проводимая с родителями должна быть индивидуальной, учитывать социальный статус, «настроения в семье», требования родителей к воспитанию и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения.
Семья и детский сад — два кита,на которых строит наше будущее. Не редко им не хватает взаимопонимания, компромисса, чтобы услышать друг друга и взаимодействовать в согласии.
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, для развития ребенка необходимо именно их взаимодействие. Признавая приоритет семейного воспитания, мы постарались перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада. Использование в работе с родителями такой формы как «педагогическая гостиная» обеспечивает положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу и полное погружение в образовательный процесс. Апробирование родителями применяемых с детьми в процессе образовательной деятельности форм, методов и приёмов работы педагогов с детским коллективом, дает им более полное представление об образовательном процессе, вселяет в них спокойствие и уверенность
Структура каждой гостиной состоит из четырех частей:
Приветствие ( обязательно проводятся ритуальные игры приветствия: «Здравствуйте», «Волшебный клубок», «Ласковое имя» и т. д., которые позволяют снять напряжение, создать положительный эмоциональный фон, настроиться на дальнейшее взаимодействие в группе).
Основная часть (проводятся разнообразные игры, соответствующие тематике гостиной. Например, если это тема «Моя семья. Семейные традиции», то проводятся игры «Помоги взрослым найти своих детей», «Узнай своего ребенка» и пр.)
Продуктивная деятельность (после игр обязательно планируется продуктивная деятельность детей и родителей, это может быть совместное рисование, лепка из теста, создание коллажа. Совместная деятельность способствует созданию позитивного психологического настроя, дает возможность почувствовать общность группы и каждой семьи в отдельности, знакомит родителей с вариантами домашних занятий с детьми).
Прощание (возможно проведение коротеньких игр-прощаний «Подарок группе», «Пожелание» и пр., а также получение обратной связи, которое может проходить в виде мини-анкет, упражнений диагностической направленности (например, «Цвет настроения», коротких опросов типа «Мне больше всего понравилось Приветствие.
За неделю до проведения гостиной мы оформили объявление-приглашение, где указали тему, дату мероприятия. Подготовительная работа заключалась в оформлении выставки детских работ по изодеятельности, декорирования группы и подготовки атрибутов для показа сказки «По щучьему велению»
.Родители вместе с детьми заняли места. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители, дети, Я предлагаю сначала с вами поиграть Упражнение «Ребенок».
Инструкция: возьмите силуэт человечка. Представьте, что это ребенок, которого ругают за то, что он плохо выполнил работу (загните любую часть (сейчас и далее, которая более всего страдает в настоящий момент). Теперь за то, что он плохо продумал ситуацию (загните соответствующую часть); ходил туда, куда вы ему не разрешали (загиб); ослушался вас (загиб); что-то не выполнил (загиб); нагрубил (загиб) и т. д….
Посмотрите на этот силуэт. Вы видите «следы» своего воспитания. А если что-то было несправедливо, сгоряча? Пожалейте его (расправьте).
Замечено, что обычно мы гораздо чаще ругаем детей, чем хвалим их. Если наши ребята испытывают трудности в выполнении учебных заданий, им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей заключается в том, чтобы заметить какие-то достижения, хорошие поступки ребенка, поддержать его, вовремя обнаружить его таланты.
А сейчас хочу вам предложить педагогические ролевые игры.
1. «Папа, одень меня!»
Роль ребенка играет воспитатель. Кому-то из родителей предлагается решать эту ситуацию путем моделирования собственного поведения.
1. Папа, почему ты меня никогда не поцелуешь, когда приходишь забирать из детского сада?
2. Одень меня.
3. Сначала застегни мне сапожки.
4. Я не умею застегивать пуговицы.
5. А где моя шапка, завяжи мне.
6. А ты купишь мне шоколадку?
В зависимости от поведения родителя воспитатель-«ребенок» импровизирует, показывая, как обычно ведут себя дети, уходя с папами и мамами из детского сада.
После выполнения задания родителям предлагается ответить на вопросы:
Что Вы чувствовали, когда ребенок так себя вел?
Вы обычно так реагируете на подобное поведение вашего ребенка?
Вам удалось, как Вы думаете, сыграть роль родителя в этой ситуации?
2. «Мама, посмотри, как я нарисовала!».
Родителям предлагается проиграть ситуацию: «Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь к вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри как я нарисовала!»
Помогает разыграть ситуацию воспитатель в роли ребенка.
Затем проводиться анализ поведенческих образцов родителей.
1. Сегодня мы проведем мини-конкурс чтецов среди детей нашей группы. Победители примут участие в конкурсе чтецов Х городского Ушаковского фестиваля.
Дети читают стихи, родительское жюри оценивает. Рекомендации: участие в конкурсе принимает 6 детей: Валько Ира, Исламова Надя, Савченко Маша, Мелехова Дарина, Губарь Настя.
2 Воспитатель: Уважаемые родители, в нашем детском саду реализуется проект ранней профориентации детей «Академия мастеров». Проект поможет нашим детям приобщиться к трудовой деятельности мира взрослых. Уже в детстве ребенок начинает задумываться о том, кем будет работать вырастет. Иногда примером служат близкие люди: папа, мама, дедушка, бабушка. Художественная литература тоже влияет на решение будущего вопроса. Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д.» (А. Г. Асмолов)
Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Мы живем в городе, где с профессией строителя связана каждая семья. Нашей группе досталась профессия- строитель. Давайте вместе подумаем, как можно осуществить реализацию этого проекта. Мы предлагаем каждому родителю вместе с ребенком выбрать строительную специальность. Для презентации выбранной профессии нужно подготовить интересное сообщение с предоставлением наглядности (фото, рисунки). Для игровой деятельности детей по проекту рекомендуется изготовить атрибуты сюжетно- ролевых игр (шапочки, пилотки, накидки с логотипами строительных профессий). Итогом нашего проекта будет создан фотоальбом «Волгодонск- город строителей».
3. Воспитатель: а сейчас наши дети покажут русскую народную сказку
«По щучьему велению». Инсценирование сказки.
В: подошел к концу наш вечер, рады нашему сотрудничеству
. Прощание Упражнение «Связующая нить»
Родители вместе с педагогами садятся в круг. Психолог перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка. Тот, к кому попал клубок, наматывает нитку на палец и передает его следующему. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что участник чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим родителям. Когда клубок вернется к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Спросить участников, что, на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.