Елена Шашайтдинова
Начальный детский лексикон и его диагностика
▼ Скачать + Заказать документы
Начальный детский лексикон и его диагностика
Определим некоторые временные границы и уточним важные показатели нормального речевого развития. как правило, дети произносят свои первые слова в возрасте около 1 года. Именно из этих первых слов начинает складываться начальный детский лексикон - тот реальный словарный запас, которым располагает ребенок, только начинающий осваивать родной язык.
Публикация «Начальный детский лексикон и его диагностика» размещена в разделах
Впервые приступая к обследованию детской речи, помните, что, несмотря на связанную с возрастом ребенка смысловую ограниченность и фонетический примитивизм первых слов, малыш с помощью этих слов уже может достаточно точно передавать свои желания, чувства и эмоциональное состояние. Более того, именно динамика формирования начального детского лексикона свидетельствует о позитивных изменениях в когнитивном развитии ребенка, постепенном расширении и углублении его представлений об окружающем мире, создает основу для уточнения и адекватной оценки эмоционально-личностного контекста его первых высказываний.
*Вот каковы общепринятые показатели нормального речевого развития
-Первые слова к 1 года;
-Постепенное накопление словаря к 18 месяцам;
-"лексический взрыв" в конце второго года жизни. До этого момента количество слов в пассивном словаре (то, что ребенок понимает) примерно в ; раза превышает количество слов в активном словаре (то, что ребенок говорит сам или хорошо повторяет за взрослым). Когда происходит "лексический взрыв", это соотношении стремительно меняется, и дети начинают активно употреблять значительное количество слов;
-Первая фраза к 2 годам и постепенное развертывание фразовой речи на протяжении третьего года жизни.
Дети, в активном словаре которых наблюдается явно незначительное по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками количества слов (примерно 15-30, после 2,5 лет характеризуется как дети из группы выраженного риска по общему недоразвитию речи.
Такая логопедическая характеристика носит не диагностический, а предварительный характер. Это связвнно с тем, что речевое развитие детей с выраженной задержкой формирования активного словаря, вероятнее всего, не может достигнуть к 3 годам необходимого количественного и качественного уровня (более 1500 слов и развернутая фраза).
Чтобы избежать гипердиагностики и учесть известную вариативность в темпе речевого развития у мальчиков и девочек, допускается возможность некоторого отставания по темпам речевого развития в связи с гендерными или морфофункциональными особенностями детей в раннем возрасте. Однако данные последних исследований, проведенных в Институте коррекционной педагогики, свидетельствуют о том, что на третьем году жизни эти различия постепенно сглаживаются. а дети с ограниченным словарным запасом рассматриваются уже как группа риска.