Людмила Остроушко
Диагностика уровней эстетического развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Для диагностики уровней эстетического развития ребёнка необходимо отметить следующее:
1. Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.
Публикация «Диагностика уровней эстетического развития ребёнка» размещена в разделах
2. Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону, это также радует ребенка.
3. Изображение предметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношения к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение и т. д. Все эти стороны могут быть тесно переплетены между собой, но может по преимуществу выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная, эстетическая, нравственная.
Учитывая вышеизложенное, для анализа уровня эстетического восприятия и владения детьми изобразительной деятельностью мы использовали комплекс критериев и показателей умений и навыков.
1. Передача формы:
форма передана точно;
есть незначительные искажения;
искажения значительные, форма не удалась.
2. Строение предмета:
части расположены верно;
есть незначительные искажения;
части предмета расположены неверно.
3. Передача пропорций предмета в изображении:
пропорции предмета соблюдаются;
есть незначительные искажения;
пропорции предмета переданы неверно.
4. Композиция.
В этом критерии выделили две группы показателей: «а» и «б» :
а) расположение на листе:
по всему листу;
на полосе листа;
не продумана, носит случайный характер;
б) отношение по величине разных изображений:
соблюдается пропорциональность в изображении
есть незначительные искажения;
пропорциональность передана неверно.
5. Цвет.
В этом критерии мы также выделили две группы показателей:
— «а» — характеризует передачу реального цвета предметов,
— «б» — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение цветом:
а) цветовое решение изображения:
реальный цвет предметов;
есть отступления от реальной окраски;
цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
• многоцветная гамма;
преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
По всем критериям оценка дается по трехбалльной системе:
1-ый (по месту за критерием) — 3 балла, 2-ой — 2 балла, 3-ий — 1 балл. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью.