Ольга Борбонова
Диагностика по выявлению и развитию способностей учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика по выявлению и развитию способностей учащихся
Методика диагностического обследования помогает выявить объем знания детей дошкольного возраста и сложности в изучении бурятского языка. В связи с этим необходимо дополнительно проводить коррекционную работу.
Обучение детей бурятскому языку отведено по два занятия в неделю, кроме занятий проводилась индивидуальная работа с детьми разного уровня знаний и развития в виде бесед, игр, упражнений, песен.
Публикация «Диагностика по выявлению и развитию способностей учащихся» размещена в разделах
Поставленные цели и задачи по обучению бурятскому языку в старших и подготовительных группах выполнены. Ведется продуктивные речевые занятия с использованием разных методических приемов, направленные на развитие произносительных, лексических, грамматических и речевых навыков. В средних группах ставилась задача на формирование первоначальных речевых умений (слушания, говорения). Дети этого возраста хорошо запоминают речевые слова по лексике.
В старших группах ставилась задача на формирование речевых умений (аудирование, говорение). У детей накоплено достаточное количество речевого материала, они легко ориентируются в пределах изученных тем, называют без ошибок картинки, игрушки, задают вопросы, стараются вступить диалог, рассказывают стихи, песни и много узнали о культуре и традициях бурятского народа.
В подготовительных группах продолжается работа по совершенствованию у детей речевых навыков (активного говорения) и знакомство с культурой и природой родного края. Детям предлагаю отрабатывать материалы по грамматике бурятского языка и составлять небольшие рассказы и высказываний, описать игрушки, картинки, а также вести диалог, составить вопросы и правильно ответить.
Особое значение придаю использованию приёмов рефлексии - обратной связи, которая создаёт возможность практически проводить следующий этап управления образовательным процессом – корректирование знаний и умений детей.
Считаю очень важным вырабатывать у детей умение реально оценивать себя, свои ответы и свои возможности. Это необходимо не только мне как учителю для того, чтобы чувствовать, насколько эффективен тот или иной приём, метод, технология, насколько дети осознали учебный материал; умение самооценки важен для каждого отдельного ребенка как необходимое умение для успешной самореализации в подготовке к школе. Обратная связь на основе самооценок знаний и умений детей по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени, позволяют, как самим детям систематически следить за своей подготовкой, так и педагогу позволяет своевременно оказывать помощь каждому ребенку. Поэтому я практикую такие виды контроля как:
взаимоконтроль в парах с использованием образца правильного ответа и без использования образца (в зависимости от ситуации, проверить друг друга).
Применяю в своей работе диагностику, провожу мониторинг с целью наблюдения развития и степени сформированности учебных умений и навыков. Использую приёмы составления алгоритмов, занятия с применением кейс-технологий и т. д. Дети с удовольствием работают на таких занятиях.
Для меня занятие – это общение, совместная деятельность педагога и ребенка на творческой основе. Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи помогают инновационные технологии, раскрывающие способности детей и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития. Поэтому основу современного занятия по бурятскому языку должна составлять активная деятельность самих детей.
Мной разработаны методические материалы к занятию бурятского языка: циклы занятий и презентации по диким и домашним животным. Я как учитель бурятского языка, часто провожу интегрированные занятия. Темы «Русские и бурятские пословицы и поговорки», «Заимствованные слова», «Национальная одежда русского и бурятского народов», «Бурятские и национальные орнамента» глубоко заинтересовали детей.
Таким образом, моя педагогическая концепция строится на принципах демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса, основанных на прогрессивных психолого-педагогических теориях, а также толерантности.
Проявление толерантности в моей работе - это способность услышать, понять и принять другого человека. Важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства, умения ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей.
Важным свое й педагогической деятельности считаю применение здоровье сберегающей технологии. Проведение физминуток, гимнастики для глаз способствует укреплению здоровья учащегося, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами релаксации. При изучении темы «Традиции моего народа» ведется работа по пропаганде здорового образа жизни (беседы составление памяток на бурятском языке).
Использую электронный учебник «Буряад хэлэн» с одаренными детьми. Применение электронного учебника побуждает интерес и усиливает мотивацию к изучению бурятского языка. Приобретенные знания сохраняются значительно дольше так как визуальный метод получения информации человеком воспринимается легче, чем вербальный и запоминается на более длительное время. Необходимо подчеркнуть что внедрение учебный процесс информационной технологии не исключает традиционные методы обучения, а гармонично с ними на всех этапах обучения, ознакомления, тренировки, применения, контроль. Одним из важных пунктов успешной работы в детском саду в качестве учителя я могу назвать необходимость постоянного повышения уровня своей собственной педагогической компетенции. Учитель только тогда учитель, когда он не замыкается в себе, а обобщает и распространяет собственный педагогический опыт. Я с удовольствием делюсь с коллегами своими замыслами, педагогическими находками, знаниями, применяю в своей работе успешный передовой опыт коллег. В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с проблемой: в учебном плане, что по поводу того, что бурятский язык – это бесперспективный и лишний предмет, что приводит к неуспеваемости детей. Причин, которые кроются в этой проблеме очень много. А то, что именно обучение детей бурятскому языку считается лучшим средством познания, освоения, трансляции своей национальной культуры, средством для более полного и прочного усвоения учебного материала родителями не принимается во внимание. Двуязычное образование рассматривается как балансирующий механизм, благодаря которому, в частности, сохраняется равновесие в обществе. В условиях модернизации образования перед современным детским садом сегодня стоит задача – обеспечить становление личности ребенка через обучение, воспитание, развитие на основе восстановления и обновления национального духа (языка, культуры, истории, традиции народа) и поступательное развитие национальной культуры.
Значение традиционных народных культур в образовании и воспитании подрастающих поколений глубоко осознавали прогрессивные педагоги и общественные деятели России еще в 19 веке. И. В. Кириевский писал: «Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа также невозможно, как невозможно уничтожить его историю…. Забыть это правило – все равно, что уничтожить народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный».
Но всё же в своей работе стремлюсь стимулировать желание учиться, актуализируя полезные мотивы деятельности, структурируя учебный материал, своевременно чередуя различные умственные знания, опираясь на общечеловеческие потребности (новизну учебного материала, практическую занимательность, противоречивость материала) и возрастные и индивидуальные особенности детей.