Ковалева Елена
Педагогическая диагностика усвоения детьми дошкольного возраста программы кружка «Сказки — наши добрые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Основными диагностическими «инструментами» являются наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.
При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. Также использовалась диагностическая методика «Сюжетные картинки».
Низкий уровень:
Публикация «Педагогическая диагностика усвоения детьми дошкольного возраста программы кружка „Сказки — наши добрые друзья“» размещена в разделах
Ребёнок невнимателен в процессе чтения или рассказывания. Не может вспомнить факты из собственного опыта, сходные с фактами литературного произведения. Не даёт оценку действиям персонажей. При рассматривании иллюстраций не узнаёт сказку. А если узнаёт – не может рассказать о том, какой эпизод изображён на картинке. При пересказе литературного произведения испытывает сильные затруднения, нуждается в постоянной подсказке взрослого. Словарь ребёнка однообразен, высказывания однообразные, односложные. Ребёнок не участвует в инсценировках и драматизациях по сюжету книги, а если участвует, то при этом пассивен, затрудняется в передаче образа героя. Равнодушен к общению с книгой, не проявляет удовольствия при обращении воспитателя к литературному произведению. Не выражает сопереживания к героям произведения. Затрудняется соотносить собственные поступки с действиями персонажей книг. Откликается на комическое содержание, ориентируясь на реакцию сверстников. Испытывает трудности в общении со сверстниками.
Средний уровень:
Периодически отвлекается в процессе слушания или чтения художественного произведения. Чаще внимателен. При использовании наводящих вопросов педагога способен соотнести литературные факты с имеющимся опытом. Иногда затрудняется в установлении причинных связей в сюжете, требуется помощь взрослого. Способен представить в воображении героев и события. Выделяет некоторые (самые яркие) поступки главных героев. Даёт им элементарную оценку. При рассматривании иллюстраций чаще всего узнаёт сказку. Может с помощью воспитателя рассказать о том, какой эпизод изображён на картинке. С помощью взрослого пересказывает знакомые литературные произведения. Вновь услышанные пересказать не может. При рассказывании использует достаточно точные слова и выражения, но не использует образную речь по собственной инициативе. Участвует в играх и инсценировках по произведениям, но предпочитает «вторые» роли, с небольшим количеством текста. Чаще всего получает удовольствие от общения с книгой. Но не стремится к повторному обращению к ней. Не всегда верно соотносит своё поведение с действиями и поступками положительного героя, нуждается в помощи воспитателя для оценки себя и других детей с позиций этических норм, представленных в художественных произведениях. В общении со сверстниками испытывает трудности - один круг общения.
Высокий уровень:
Внимательно слушает и слышит литературные произведения. Точно и правильно соотносит литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливает причинные связи в тексте. Безошибочно различает границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Представляет в воображении героев и события, может описать собственное представление. Выделяет поступки всех героев и может давать им элементарную оценку. При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводит по ним текст рассказа или сказки, или его часть. Пересказывает знакомые и услышанные впервые литературные произведения, используя яркие и точные слова и выражения, в том числе образные и устойчивые. Выражает в речи отношение к героям и событиям. Заинтересованно и с удовольствием участвует в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг.
Получать удовольствие от общения с книгой, стремиться к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Стремиться соотнести своё поведение с действиями и поступками привлекательного героя. Оценивать себя и других детей с позиций этических норм, представленных в художественных образах. Радоваться встрече с весёлой книжкой, откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуации, поступков, слов. Получает явное удовольствие от общения с книгой, стремится к повторному обращению к ней, предлагает воспитателю «почитать» или поиграть в сказку. Самостоятельно обращается к рассматриванию книг в книжном уголке. Верно соотносит своё поведение с действиями и поступками положительного персонажа. С легкостью находит общий язык со сверстниками – большой круг общения.
Педагогическая диагностика с воспитанниками осуществлялась 2 раза в год в начале и в коне учебного года, с целью определения усвоения кружковой программы. Диагностика, на начальном этапе, дала не только численные показатели, но и помогла выяснить причины низкого уровня развития духовно- нравственных качеств детей дошкольного возраста.