Назиля Насибуллина
Педагогическая диагностика младшего и среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным работником в рамках педагогической диагностики.
Оценка связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования.
Публикация «Педагогическая диагностика младшего и среднего дошкольного возраста по программе „От рождения до школы“» размещена в разделах
Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Диагностика строиться на анализе реального поведения ребенка, в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).
Инструментарий для педагогической диагностики — журнал регистрации данных по индивидуальному учету результатов освоения программы дошкольного образования.
В журнале фиксируются индивидуальная динамика и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При заполнении журнала используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика: 1- низкий уровень, 2- достаточный (средний) уровень, 3- оптимальный (высокий уровень).
Периодичность заполнения журнала – два раза в год (сентябрь, апрель.).
В качестве примера представим некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.
Проведение диагностики во второй младшей группе
Образовательная область «Познание»
Формирование целостной картины мира.
Уровень умений различать и называть предметы ближайшего окружения
Дидактическая игра «Разложи картинки».
Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.).
Содержание диагностического задания :
Инструкция.
—Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д.
— А теперь скажи, из чего сшито платье?
— Из бумаги, дерева или ткани?
— А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.
Критерии оценки
Низкий уровень — ребенок затрудняется группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя.
Средний уровень — ребенок выполнил задания с незначительной помощью воспитателя. Группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы.
Высокий уровень — ребенок легко справляется с заданиями, правильно обосновывает свои действия. Знает материалы, из которых сделаны предметы (дерево, ткань, бумага). Делает простейшие обобщения.
Уровень первоначальных знаний о домашних и диких животных и их отличительных особенностях.
Дидактическая игра «Чьи детки?».
Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, коза — козленок, кошка — котенок, собака — щенок).
Содержание диагностического задания :
Воспитатель, выставляя картинки детенышей животных, просит найти взрослое животное — маму.
Например:
— На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им.
— Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш потерялся.
— Как зовет детеныш коровы свою маму?
— А лошади?
Критерии оценки
Низкий уровень — ребенок не справляется с заданием.
Средний уровень — ребенок называет животных, знает, как они кричат. Самостоятельно находит картинку с детенышем, но называет не всех.
Высокий уровень — ребенок правильно называет всех домашних животных. Знает, как они кричат, самостоятельно находит картинку с детенышем и называет его.
Уровень умений называть имена членов своей семьи и воспитателей.
Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».
Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).
Содержание диагностического задания :
Инструкция.
Посмотри внимательно на эту картинку.
— Как ты думаешь, кто здесь нарисован?
— Что делает бабушка? Как зовут твою бабушку?
—Дедушка? Как зовут твоего дедушку?
— Как зовут твоих родителей?
— Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?
— С кем ты живешь? И т. п.
Критерии оценки
Низкий уровень — перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать имена всех членов семьи и воспитателей.
Средний уровень — ребенок называет имена членов семьи, затрудняется назвать имена воспитателей, с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью.
Высокий уровень — ребенок знает имена каждого члена семьи, воспитателей. С доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.
Проведение диагностики в группе среднего дошкольного возраста.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Формирование элементарных математических представлений.
Уровень умений сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету)
Дидактическая игра «Сравни игрушки».
Материал: несколько пар предметов (квадраты, мячи, зайчики, солдатики)
Содержание диагностического задания :
Воспитатель, предлагает ребенку несколько пар предметов и просит сравнить два предмета, который из них больше или меньше.
Критерии оценки
Низкий уровень — ребенок не справляется с заданием.
Средний уровень — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
Высокий уровень — ребенок самостоятельно и правильно выполняет задание, используя оба приема сравнения.
Уровень знаний геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб). Умеет соотносить форму предметов с известными геометрическими предметами (тарелка – круг, мяч – шар, дверь - прямоугольник).
Дидактическая игра «Найди похожие предметы в группе»
Материал: геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, шар, куб
Инструкция к проведению:
Воспитатель предлагает взять в руку геометрическую фигуру, назвать ее и найти в окружающей обстановке предметы, похожие на эту геометрическую фигуру.
Низкий уровень — ребенок не справляется с заданием.
Средний уровень — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, называет правильно геометрические фигуры, но не может соотносить форму предметов с известными геометрическими предметами.
Высокий уровень — ребенок самостоятельно и правильно выполняет задание называет все геометрические фигуры, знает характерные особенности и находит в окружающем пространстве.
Выделенные показатели образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.