Любовь Николаевна
Педагогическая диагностика по программе «Детство»
▼ Скачать +Заказ
Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.
Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.
Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Публикация «Педагогическая диагностика по программе „Детство“» размещена в разделах
Цель диагностики : изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности.
Структура педагогической дигностики :
Первый этап — проектировочный. Определение целей и методов диагностики.
Второй этап — практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации.
Третий этап — аналитический. Анализ полученных фактов.
Четвертый этап — интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.
Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.
Диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале и в конце года.
Педагогическая диагностика достижений ребенка по программе «Детство»
направлена на изучение:
- деятельностных умений ребенка;
- интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
- личностных особенностей ребенка;
- поведенческих проявлений ребенка;
- особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
- особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
Диагностику по программе «Детство» рекомендовано проводить по пособию Верещагиной Н. В. «Диагностика педагогического процесса».
Пособие разработано для каждой возрастной группы и содержит структурированный в таблицы диагностический материал, направленный на оценку качества педагогического процесса дошкольной образовательной организации любой направленности.
Для детей всех возрастных групп разработано таких пять таблиц в соответствии с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Данные таблицы проведения педагогической диагностики разработаны с учётом ФГОС ДО и индивидуального подхода к воспитанникам.
Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа:
1) Напротив каждой фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы от 1 до 5. Затем считается итоговый показатель по каждому ребенку.
2) Когда все дети прошли диагностику подсчитывается итоговый показатель по группе.
Такая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделить детей с проблемами развития.
Основные диагностические методы :
Наблюдение;
Проблемная (диагностическая ситуация);
Беседа.
Анализ продуктов детской деятельности.
Формы проведения педагогической диагностики :
Индивидуальная;
Подгрупповая
Групповая.
Основным недостатком проведения диагностики по данному пособию является отсутствие подробного инструментария. Каждый педагог самостоятельно подбирает методики для каждой образовательной области.