МААМ-картинки

Педагогическая ценность тряпичной куклы в процессе приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры

ксения дубицкая
Педагогическая ценность тряпичной куклы в процессе приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫНаучный руководитель

к. п. н. старший преподаватель

Якименко Валентина Анатольевна

Магистрант

БФУ им. И. Канта

Публикация «Педагогическая ценность тряпичной куклы в процессе приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

Дубицкая Ксения Анатольевна

Аннотация: В статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам народной культуры посредством традиционной народной куклы. Возможности и значение использования традиционной народной куклы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Через увлеченность детей изготовлением традиционных тряпичных кукол родители обретают интерес к народной культуре.

Ключевые слова: Народная культура, национальная культура, традиционная тряпичная кукла, проектная деятельность, взаимодействие с родителями, русские традиции, современные игрушки, культурная ценность.

PEDAGOGICAL VALUE RAGDOLL INTRODUCES OLDER PRESCHOOLERS TO THE ORIGINS OF FOLK CULTURE

Scientific adviser

Ph. D. senior lecturer

Valentina Yakimenko A.

Undergraduate

Of BFU them. I. Kanta

Dubicki Ksenia

Abstract : the article deals with the problem of introduction of preschoolers to the origins of folk culture through traditional folk dolls. The possibilities and importance of using traditional folk dolls in preschool educational institutions. Through the passion of children to make traditional rag dolls, parents gain an interest in folk culture.

Key words : folk culture, national culture, traditional rag doll, project activity, interaction with parents, Russian traditions, modern toys, cultural value.

Начало XXI века - это время изменений охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, медицину, культуру и образование. За последние десятилетия многие народные традиции безвозвратно утрачены, что негативно отражается на системе ценностей нашего общества. Это особенно актуально для такой многонациональной страны, как Россия. На наш взгляд обращение к народным традициям – это залог сохранения нравственных ценностей. В воспитании ребенка народные традиции играют огромную роль.

Современные родители делают акцент на развитии интеллектуальных способностей и талантов. Однако порой за внешним благополучием умного, эрудированного и всесторонне развитого ребенка скрывается безразличие, неспособность к сочувствию, а порой и склонность к агрессии.

Народная мудрость гласит «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от взрослых. Возникает необходимость в создании условий, в которых должно формироваться и закрепляться стремление ребенка к возвышенному, честному и доброму.

Нами было проведено анкетирование среди родителей воспитанников. На вопрос о необходимости ознакомления ребенка с культурными традициями и обычаями русского народа мы получили 100 % утвердительных ответов. Так же было выяснено, что 53% взрослых выразили желание поучаствовать в мастер-классе по изготовлению куклы-оберега, 75% взрослых главной проблемой снижения интереса к родной культуре считают - отсутствие интереса и недостаток знаний о народной культуре у родителей.

Результаты опроса показывают, низкую заинтересованность родителей в работе по ознакомлению ребенка с культурными традициями своего народа, и одновременно повышенный интерес к работе с тряпичной куклой. Особое значение приобретает роль семьи при решении задач приобщения к национальной культуре, следует помнить, что эффективность процесса может быть достигнута, только в том случае, когда родители будут вовлечены в эту работу.

Многие исследователи в настоящее время озабочены содержанием детских игр. Особенную озабоченность вызывают некоторые игрушки детей. Современная индустрия игрушек ориентирована на культуру другого народа, и не учитывает российский менталитет. Играя с модными игрушками, дети приобретают опыт деструктивности и агрессии.

Игра должна знакомить ребенка с жизнью в обществе, ценностях и ориентирах. Современная игра носит примитивный характер, основная цель жизни главных героев – получение простых удовольствий (наряды, стремление к материальному богатству, желание быть первым несмотря ни на что). Девочки не играют в дочки-матери, не учатся вести хозяйство, а мальчишки не хотят брать на себя роль «главы семейства» в ролевых играх, не хотят строить дома и т. д. Все это еще раз подтверждает трансформацию ценностей.

Что бы выявить детские предпочтения при выборе кукол, мы провели небольшой эксперимент. Детям старшего дошкольного возраста предложили осуществить выбор одной из пяти видов кукол.

Анализ результатов показал следующее: 46% девочек отдали предпочтение кукле Беби борн, 34% - кукле Барби, 30% - играют другими видами кукол (Леди Баг, Анна, Эльза и т. д.) 4% - выбрали Матрешку, и только тряпичная кукла не получила ни одного голоса, несмотря на изящность исполнения. Девочки проявляли интерес к такой кукле, но выбор в ее пользу не сделал никто. Очевидно, что особую симпатию дети испытывают к современным куклам о которых много знают, благодаря рекламе, средствам массовой информации, современной мультипликации.

О народной игрушке дети знают очень мало, выбор чаще приходится на современных кукол, сделанных из пластмассы или резины.

В контексте важнейшей национальной задачи формулируется цель современного образования - воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основным принципом в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) дошкольного образования выделены: «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [1].

Реализация этих принципов в воспитании дошкольников, предполагает, в первую очередь, приобщение детей к народной культуре. Наиболее понятным и доступным источником информации для детей дошкольного возраста является традиционная игра и игрушка.

Игрушка – важнейшая часть любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек для детей исконно была кукла.

На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь культурной ценностью, она сохраняет в своём облике самобытность и несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.

Кукле давали самые разнообразные определения. Мы опираемся на то, которое дал составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даль. Кукла – это созданная человеком из дерева, тряпья, кожи, соломы и прочего фигурка, изображающая живое существо (человека, зверя). [2]. Самой популярной у русского народа была тряпичная кукла, ее возникновение связывают с началом возделывания льна, крапивы, конопли.

Главное отличие тряпичной куклы от современных игрушек в традиционности, принадлежности к народу ее создающему.

По утверждению И. А. Лыковой игрушки были не только простыми забавами, но и первыми учителями, а порой их магические свойства использовались для лечения детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь. [3, 17].

Безусловно, основное назначение кукол - это игра. С точки зрения педагога - тряпичная кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, годового цикла народных праздников. Она является средством воспитания, способствует развитию творчества, а профессионализм педагога поможет в создании условий для развития детей с разным уровнем возможностей и способностей.

В этом заключается педагогическая ценность традиционной народной куклы.

В своих работах Л. В. Соколова, А. Ф Некрылова отмечают, что мастерство изготовления тряпичной куклы востребовано и имеет огромный потенциал в области этнокультурного образования подрастающего поколения. Возрождение рукотворной тряпичной куклы уже сегодня следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры. [4, с. 114]

Таким образом, теоретические знания и практические данные позволяют нам утверждать, что именно кукла может стать основным средством приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры.

По мнению Н. А. Александровой, реализовать педагогический потенциал традиционной тряпичной куклы в системе дошкольного образования, возможно, если обеспечить:

- создание развивающей предметно-пространственной среды с использованием кукол и учетом их национальных характеристик;

- включение кукол в повседневный быт и разнообразные виды детской деятельности в условиях ДОУ;

- разработку и обогащение игровых форм взаимодействия с куклами;

- моделирование кукол по народным мотивам [5].

С учетом выделенных условий нами был разработан проект «Куклы» по приобщению дошкольников к народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформированы начальные знания о своей этнической принадлежности, имеют представление о своем этносе и осознают свою этническую принадлежность и с другой стороны рассматривают себя россиянами, гражданами единого многонационального государства.

Проект разработан на основе деятельностного подхода и технологии музейной педагогики.

Работа по приобщению детей к народной культуре, через образ тряпичной куклы предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

Обучающие:

- познакомить с традициями русского народа;

- познакомить с другими этносами, присутствующими в группе

- познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;

- учить подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;

- дать знания по использованию инструкций, технологических карт при работе по изготовлению народных кукол.

Развивающие:

- способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;

- предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

- содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, культуры других этносов;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

- прививать основы культуры труда;

- способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.

При изготовлении куклы применяется формат взаимодействия «педагог-ребенок», «ребенок – ребенок», «педагог родитель», «родитель-ребенок».

Дети узнают о профессии прядильщицы и ткачихи и взаимосвязях между ними, с содержанием труда в соответствии с общей структурой трудового процесса : материалы, инструменты, оборудование.

Решается такая задача, как обогащение словарного запаса детей за счет использования произведений фольклорного жанра.

Приобщаясь к изобразительному искусству, дети узнают о единстве красоты и пользы, о символичности узоров (солнца, поля, образа коня и птицы.

В конструировании отрабатываются технические умения, умение работать с тканью путем скручивания ее; умение креплению нитками, вязание узлов.

Стоит отметить, что любой образовательный процесс – это единство обучения и воспитания, следовательно, при реализации проекта «Куклы» по приобщению старших дошкольников к русской народной культуре, решаются задачи познавательного, речевого, художественно-эстетического, коммуникативного, и даже физического развития ребенка.

На подготовительном этапе реализации проекта, была изучена методическая литература и технология изготовления народной куклы. Проанализирован интерес к народной кукле у детей и родителей.

На основном этапе реализации проекта, определены следующие задачи: знакомство детей с историей создания кукол; приобщение детей к национальной культуре и воспитание интереса к культурам других этносов, народному творчеству, традициям, праздникам, к народным играм; знакомство с различными техниками изготовления народной куклы.

На заключительном этапе был организован музей традиционных тряпичных кукол. В методическое обеспечение музея вошли: альбомы: русского народного костюма и орнамента, народные промыслы, схемы изготовления кукол, детский народный календарь, картотека хороводных и подвижных народных игр, картотека народных потешек, закличек, хоровлдных и подвижных игр. Созданы дидактические пособия: «Сложи узор», «Подбери наряд», «Народные промыслы», «Найди пару». Собрана аудиотека народной музыки. Так же в качестве экспоната музея, с детьми изготовлено весеннее дерево, создан макет деревенской церкви. Кроме того в коллекцию нашего музея включено 30 видов тряпичных кукол, три семьи деревянных матрешек.

Таким образом, в ходе исследования, мы доказали, то вовлечение детей и их родителей в проектную деятельность, позволяет приобщить дошкольников к русской народной культуре, при условии использования кукол в разнообразных видах деятельности, реализации игровых форм взаимодействия.

Непосредственно изготовление куклы своими руками, будит в ребенке ранее спящие чувства, ответственности за свою игрушку. С большим трепетом дети относятся к тем игрушкам, которые они сделали своими руками. Такая игрушка вызывает чувства любви и привязанности, требует бережного отношения.

Через увлеченность детей к творению традиционных тряпичных кукол родители обретают интерес к народной культуре. Тем самым связывается живая нить жизни, пробуждая генетическую память.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что.

Детский фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры Детский фольклор, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры! В последние годы в российской системе.

НОД для детей 3–4 лет по развитию речи посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Испечём мы пряники» Тема: «Испечём мы пряники». Цель: развитие речи посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры. Задачи: - познакомить.

Консультация «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Консультация: "Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" Детство - период.

Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культурыМини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Задачи: - познакомить детей с предметами быта, интерьером. - формировать первоначальные представления о народных традициях. - приобщить.

План по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» План работы по самообразованию Васильевой Валентины Александровны на 2018-2019 учебный год. Васильева Валентина Александровна Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Игра-драматизация русской сказки «Коза-дереза»Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Игра-драматизация русской сказки «Коза-дереза» Игра-драматизация русской народной сказки «Коза-Дереза» Действующие лица: Сказочница Старик Старуха Дочка Коза-Дереза Зайчик Петушок козочки.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Всякому мила своя сторона» (русская народная пословица) Каждому человеку и каждому народу чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы.

Программа кружка по приобщение детей к истокам русской народной культуры «СВЕТЛЯЧОК» (приобщение детей к истокам русской народной культуры) Руководитель: Митрошина И. Н. МАДОУ д/с «Колосок» д. Гришина Слобода Жуковского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая ценность тряпичной куклы в процессе приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 28 января 2019 в 17:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая ценность тряпичной куклы в процессе приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем ксения дубицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД