Получи документы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре

ромашкина ирина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным гражданином своей страны. Определенные познания отечественной истории необходимы также для формирования духовно- нравственных качеств у ребенка. Изучая русский быт, традиции своего народа важно вызвать у детей положительные эмоции, удивить их, тем самым привить чувство гордости за свою страну.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре» размещена в разделах

Знакомство детей с достоянием своих предков поможет им расти личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа, поможет впитать в себя высокие этические нравственные законы, лежащие в основе русской народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную.

Поэтому цель - ознакомление детей с культурой русского народа : традициями, обрядами, литературным, изобразительным, музыкальным наследием -заняла важное место в моей профессиональной деятельности. Система работы была отражена в разработанном перспективном планировании где решались следующие задачи:

1.

Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского устного народного творчества.

2.

Развивать фантазию, творческие способности дошкольников при знакомстве с декоративно-прикладным искусством.

3.

Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

4.

Обогащать словарь, развивать лексико-грамматический строй, выразительность речи, фонематический слух.

Эти задачи я реализовывала в процессе непосредственной деятельности с детьми, а так же с привлечением их родителей, как партнёров образовательного процесса.

Так, решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, я давала понятие о том, что мир семьи –сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов.

Могу сказать, что у большинства дошкольников в понятии «родители» входит, в основном, потребительское отношение, поэтому в своей работе считала важным донести до каждого воспитанника суть слова «семья», чтобы дети имели представления о том, что семья – это когда есть взрослые и дети, когда все друг друга любят, уважают, заботятся друг о друге, когда все выполняют необходимые обязанности, вместе трудятся, когда все вместе отдыхают, играют, празднуют, когда у всех есть права. А для этого необходимо воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников, а также разъяснить ценности семейных реликвий, альбомов с фотографиями.

Дети с удовольствием участвовали в праздничных вечерах, концертах, литературных вечерах со своими родителями.

Интересно проходила работа по знакомству детей с родословной, где уделялось внимание расширению представлений о том, что такое семья; усвоению детьми родственных отношений, терминов родства; усвоению правил общения и поведения с родными.

Могу сказать, что совместное составление родословной пробудило у детей интерес к истории своих предков.

В результате работы у детей формировалась потребность в добрых, честных, полных любви и взаимопонимания отношениях в своей семье.

Если ты рождён на этой земле, это и есть твоя родина, место жизни твоих отцов – Отчизна. Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине. Для овладения знаниями о своём поселке, своей улице дети ходили на экскурсии, рассматривали альбомы с иллюстрациями, фотографиями.

Не менее интересно проходило знакомство с мультимедийными презентациями, подготовленными мною для детей. Чтобы знакомство воспитанников с родными просторами стало для детей более привлекательным, наглядным, мною использовались различные игры «Чей костюм?» - о народных костюмах, «Чего не стало?»-о памятниках нашего поселка, домино «Флаги»-о геральдике, игры- «ходилки».

Хочется порекомендовать к использованию наглядно-методическое пособие «Большое путешествие по России. Народы. Обычаи. Фольклор.» О. А. Ботяковой. Н. С., выпущенное в СПб. издательстве «Детство-пресс» в 2010 году. Маршрут «большого путешествия» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, степь, горы, что позволяло мне привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира. Это пособие помогло образно раскрыть наиболее значимые стороны жизни народов : основные занятия, традиционное жилище, народный костюм, культура праздника, обычаи почитания природы.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

Именно поэтому при знакомстве детей с народным языком решала задачу- развитие эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, пытаясь максимально достичь воспитательного эффекта. Представляла не только разнообразными жанрами, но и включала во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. В нашей группе нет ребёнка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку.

Подбирая сказки, я учитывала возрастные особенности детей, идейно-художественную ценность произведения, а правильно организованная последующая деятельность детей позволила убедиться в том, что сказки оказывают огромное воспитательное значение на ребёнка. Знакомство со сказками я проводила как в совместной деятельности, так и в режимные моменты.

Рассказывая сказку, знакомила детей с книгой и художником-иллюстратором. Рассмотрев иллюстрации к сказке, дети рисовали любой эпизод из сказки. У нас получались рукописные книжки, которые дети с удовольствием перелистывали.

В работе над сказкой часто использовала приём «раскадровка», где необходимо научить детей наименьшим количеством кадров наиболее точно отражать содержание, что в свою очередь помогло мне развивать у детей аналитическое мышление, формировать умение обобщать, выделять главное, а также составлять опорные схемы для пересказа. Многие сказки мы успешно драматизировали.

Регулярно устраивала конкурсы детских рисунков «Поспешим на помощь краскам – нарисуем дружно сказку», «Там, на неведомых дорожках…», «По страницам любимых сказок»; провела литературную викторину «В мире сказок», подготовила ряд мультимедийных игр «Узнай сказку».

Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. По содержанию наши пословицы важны тем, что в них, «как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями».Так как пословицы учат правилам поведения, моральным нормам, сноровке, то я их использовала во всех видах деятельности.

Итогом явился конкурс рисунков по пословицам в детском саду «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Математика в пословицах и поговорках», совместно с родителями провела речевое развлечение «Шутку шутить – людей насмешить», оформлена выставка книг «Пословица не даром молвится».

Из опыта работы могу утверждать, что отгадывание и придумывание загадок вызывает у детей положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни.

По выражению К. Д. Ушинского загадка «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». И я предлагала детям не только отгадывать и толковать загадки, но и самим их придумать, рисовать отгадки к наиболее понравившимся загадкам. Часто использовала понравившийся детям приём моделирования.

Итогом работы в этом направлении являются проведённые мероприятия в форме семейного досуга с использованием русского фольклора «Из уст в уста», а также досуг на нравственную тему добра «В гостях у Солнышка». В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. В речи детей активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

Решая задачу- развитие фантазии, творческих способностей дошкольников- давала понятие, что источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.

Знакомила детей с сестрицами-матрёшками мал-мала меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная. Рассказывала детям о красоте и особенностях этой игрушки, что это «народная игрушка». Знания закрепляла с помощью росписи плоскостных матрёшек, изготовив книжку «Моя матрёшка».

Расширяла представления о дымковских расписных игрушках, что они тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости – уважение, младости – заботу и ласку.

С помощью родителей организовали выставку «Бабушкин рушник», а затем дети украшали орнаментами полотенца.

Как я убедилась на практике, доступная и привлекательная игровая ситуация делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника. С помощью игровых приемов я старалась поддерживать интерес к занятиям, к усвоению знаний и закрепляла учебные навыки.

Так, посещения мини-музея детского сада «Горницы –узорницы» посвящала знакомству с предметами быта, их названиями, способами действий с ними. Давала понятия о редко употребляемых народных словах, объясняла при этом их значение: чугунок, ухват, подчеркивая историческую преемственность с современными аналогами: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа. На занятиях дети активны, так как им надо самим догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался.

Не остались воспитанники равнодушными и к народной кукле. Хотя народная кукла ушла из нашей жизни, но я считаю, что ребёнок должен знать и иметь народную куклу. Я использовала эту возможность, провела мастер-класс с родителями по их изготовлению. Вдохновлённые родители и дети были вовлечены в вихрь творчества, в группе на выставке самодельных кукол ни одной одинаковой не оказалось, оформила фото-альбом.

В результате проведённой работы, дети стали проявлять устойчивый интерес к народному искусству. Они стали правильно называть виды народного декоративно-прикладного искусства, знают характерные особенности того или иного промысла. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. В реализации замысла проявляют самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результата своей деятельности.

Неотъемлемой частью нашей культуры являются русские народные календарно-обрядовые праздники. Ценность обрядовых игр и праздников заключается в том, что с их помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, а также их мудрость и простота помогают донести высокие нравственные идеалы.

Проводили развлечения «Новый год-Коляда», «Играем Масленицу», «Дружно мы весну встречаем», «Праздник Пасхи и Весны».

В продуктивной деятельности расписывали пасхальные яйца, рисовали с натуры веточки вербы, изображали солнце и солнечные дни, изготовляли поздравительные пасхальные открытки и рождественские, знакомила с лаковыми миниатюрами Палеха на сюжеты, связанные с зимними праздниками.

Непременным элементом народных обрядовых праздников были игры. В наши дни они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. В такие игры, как «Бабка Ёжка», «Жмурки», «Два Мороза», «Горелки» и др., мы играли во время утренней гимнастики, на прогулке, на физкультурных и музыкальных занятиях. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Я считаю, что необходимо их вернуть и сделать достоянием наших дней.

Поставив перед собой задачу: познакомить детей с народным творчеством, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. И уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Свидетельством тому служили детские вопросы: «После праздника будет чаепитие?». Потому что дети знают, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Но самое главное дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ.

Реализуя озвученные задачи, решалась и четвертая, поставленная мною, задача - по обогащению словаря детей, развитию лексико-грамматических представлений, выразительности речи

Чтобы добиться стабильных положительных результатов, мне важно было создать информационную и предметно-развивающую среду для эффективной работы. Информационная среда была создана и для родителей воспитанников - важных участников коррекционного процесса : это как письменные консультации в родительском уголке, так и организация разных форм взаимодействия. Обеспечила информационную среду и для себя в виде научно-методической литературы для повышения своего профессионализма. Некоторые книги хочется отметить. Это учебно-методическое пособие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л Князевой, М. Д. Маханевой, методическое пособие «Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепиной, Т. В. Антоновой, программа «Ребёнок в 21 веке. Воспитание культурой», методическое пособие «Наша Родина - Россия» Т. А. Шорыгиной, методические рекомендации «Беседы о русском севере» Т. А. Шорыгиной. Они вместе с другой методической литературой явились моими информационными помощниками в организации формирования духовно-нравственной личности дошкольника. Для детей были приобретены тетради с видами росписей, где задания направлены на закрепление знаний.

Предметно-развивающая среда создана в группе соответственно возрасту детей. Создана библиотечка красочных книг (как рукописных, так и издательского формата) с русскими народными сказками, потешками, загадками. Отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры. По многим литературным произведениям имеются CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен, создан патриотический уголок.

В ходе работы над методической темой совершенствовала и свой профессиональный уровень через: выступление в рамках методического объединения с сообщением из опыта работы «Театрализованная деятельность в ДОУ», участие в конкурсе ДОУ «Красота русской народной сказки», проектная деятельность «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», оформлена картотека упражнений с использованием фольклора, картотека русских народных игр.

По итогам работы считаю достижением создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания; богатой развивающей среды; удалось привлечь большинство родителей к активному участию в жизни детей в детском саду и, очень хочется надеяться, что и дома; дети понимают слова, отображающие представления о культуре (названия одежды, посуды, предметов прикладного искусства, эмоционально реагируют на фольклорные произведения, активно используют при создании ролевого образа, проявляют интерес к русскому быту.

В заключении хотелось бы сказать, что народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, полюбить её. Но эта особенно актуальная задача сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Углегорска Сахалинской области.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошк. учреждения является духовно-нравственное развитие наших воспитанников. Ведь именно.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения их к православным праздникам Задачи: 1. Формировать у детей представления о духовно-нравственном укладе жизни своего народа посредством введения их в круг основных православных.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности» Актуальность. В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков.

Обобщение опыта работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» «Все начинается с детства» Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма.

Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа Отчет по самообразованию на 2017–2018 учебный год В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Духовно-нравственное.

Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: информационно – познавательный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры в рамках реализации социально развития Текст презентации «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры в рамках реализации социально -коммуникативного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 15:07
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре» (включая файлы) размещена пользователем ромашкина ирина (УИ 1417348) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД