ромашкина ирина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным гражданином своей страны. Определенные познания отечественной истории необходимы также для формирования духовно- нравственных качеств у ребенка. Изучая русский быт, традиции своего народа важно вызвать у детей положительные эмоции, удивить их, тем самым привить чувство гордости за свою страну.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре» размещена в разделах
Знакомство детей с достоянием своих предков поможет им расти личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа, поможет впитать в себя высокие этические нравственные законы, лежащие в основе русской народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную.
Поэтому цель - ознакомление детей с культурой русского народа : традициями, обрядами, литературным, изобразительным, музыкальным наследием -заняла важное место в моей профессиональной деятельности. Система работы была отражена в разработанном перспективном планировании где решались следующие задачи:
1.
Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского устного народного творчества.
2.
Развивать фантазию, творческие способности дошкольников при знакомстве с декоративно-прикладным искусством.
3.
Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
4.
Обогащать словарь, развивать лексико-грамматический строй, выразительность речи, фонематический слух.
Эти задачи я реализовывала в процессе непосредственной деятельности с детьми, а так же с привлечением их родителей, как партнёров образовательного процесса.
Так, решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, я давала понятие о том, что мир семьи –сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов.
Могу сказать, что у большинства дошкольников в понятии «родители» входит, в основном, потребительское отношение, поэтому в своей работе считала важным донести до каждого воспитанника суть слова «семья», чтобы дети имели представления о том, что семья – это когда есть взрослые и дети, когда все друг друга любят, уважают, заботятся друг о друге, когда все выполняют необходимые обязанности, вместе трудятся, когда все вместе отдыхают, играют, празднуют, когда у всех есть права. А для этого необходимо воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников, а также разъяснить ценности семейных реликвий, альбомов с фотографиями.
Дети с удовольствием участвовали в праздничных вечерах, концертах, литературных вечерах со своими родителями.
Интересно проходила работа по знакомству детей с родословной, где уделялось внимание расширению представлений о том, что такое семья; усвоению детьми родственных отношений, терминов родства; усвоению правил общения и поведения с родными.
Могу сказать, что совместное составление родословной пробудило у детей интерес к истории своих предков.
В результате работы у детей формировалась потребность в добрых, честных, полных любви и взаимопонимания отношениях в своей семье.
Если ты рождён на этой земле, это и есть твоя родина, место жизни твоих отцов – Отчизна. Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине. Для овладения знаниями о своём поселке, своей улице дети ходили на экскурсии, рассматривали альбомы с иллюстрациями, фотографиями.
Не менее интересно проходило знакомство с мультимедийными презентациями, подготовленными мною для детей. Чтобы знакомство воспитанников с родными просторами стало для детей более привлекательным, наглядным, мною использовались различные игры «Чей костюм?» - о народных костюмах, «Чего не стало?»-о памятниках нашего поселка, домино «Флаги»-о геральдике, игры- «ходилки».
Хочется порекомендовать к использованию наглядно-методическое пособие «Большое путешествие по России. Народы. Обычаи. Фольклор.» О. А. Ботяковой. Н. С., выпущенное в СПб. издательстве «Детство-пресс» в 2010 году. Маршрут «большого путешествия» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, степь, горы, что позволяло мне привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира. Это пособие помогло образно раскрыть наиболее значимые стороны жизни народов : основные занятия, традиционное жилище, народный костюм, культура праздника, обычаи почитания природы.
В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.
Именно поэтому при знакомстве детей с народным языком решала задачу- развитие эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, пытаясь максимально достичь воспитательного эффекта. Представляла не только разнообразными жанрами, но и включала во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. В нашей группе нет ребёнка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку.
Подбирая сказки, я учитывала возрастные особенности детей, идейно-художественную ценность произведения, а правильно организованная последующая деятельность детей позволила убедиться в том, что сказки оказывают огромное воспитательное значение на ребёнка. Знакомство со сказками я проводила как в совместной деятельности, так и в режимные моменты.
Рассказывая сказку, знакомила детей с книгой и художником-иллюстратором. Рассмотрев иллюстрации к сказке, дети рисовали любой эпизод из сказки. У нас получались рукописные книжки, которые дети с удовольствием перелистывали.
В работе над сказкой часто использовала приём «раскадровка», где необходимо научить детей наименьшим количеством кадров наиболее точно отражать содержание, что в свою очередь помогло мне развивать у детей аналитическое мышление, формировать умение обобщать, выделять главное, а также составлять опорные схемы для пересказа. Многие сказки мы успешно драматизировали.
Регулярно устраивала конкурсы детских рисунков «Поспешим на помощь краскам – нарисуем дружно сказку», «Там, на неведомых дорожках…», «По страницам любимых сказок»; провела литературную викторину «В мире сказок», подготовила ряд мультимедийных игр «Узнай сказку».
Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. По содержанию наши пословицы важны тем, что в них, «как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями».Так как пословицы учат правилам поведения, моральным нормам, сноровке, то я их использовала во всех видах деятельности.
Итогом явился конкурс рисунков по пословицам в детском саду «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Математика в пословицах и поговорках», совместно с родителями провела речевое развлечение «Шутку шутить – людей насмешить», оформлена выставка книг «Пословица не даром молвится».
Из опыта работы могу утверждать, что отгадывание и придумывание загадок вызывает у детей положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни.
По выражению К. Д. Ушинского загадка «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». И я предлагала детям не только отгадывать и толковать загадки, но и самим их придумать, рисовать отгадки к наиболее понравившимся загадкам. Часто использовала понравившийся детям приём моделирования.
Итогом работы в этом направлении являются проведённые мероприятия в форме семейного досуга с использованием русского фольклора «Из уст в уста», а также досуг на нравственную тему добра «В гостях у Солнышка». В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. В речи детей активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.
Решая задачу- развитие фантазии, творческих способностей дошкольников- давала понятие, что источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.
Знакомила детей с сестрицами-матрёшками мал-мала меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная. Рассказывала детям о красоте и особенностях этой игрушки, что это «народная игрушка». Знания закрепляла с помощью росписи плоскостных матрёшек, изготовив книжку «Моя матрёшка».
Расширяла представления о дымковских расписных игрушках, что они тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости – уважение, младости – заботу и ласку.
С помощью родителей организовали выставку «Бабушкин рушник», а затем дети украшали орнаментами полотенца.
Как я убедилась на практике, доступная и привлекательная игровая ситуация делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника. С помощью игровых приемов я старалась поддерживать интерес к занятиям, к усвоению знаний и закрепляла учебные навыки.
Так, посещения мини-музея детского сада «Горницы –узорницы» посвящала знакомству с предметами быта, их названиями, способами действий с ними. Давала понятия о редко употребляемых народных словах, объясняла при этом их значение: чугунок, ухват, подчеркивая историческую преемственность с современными аналогами: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа. На занятиях дети активны, так как им надо самим догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался.
Не остались воспитанники равнодушными и к народной кукле. Хотя народная кукла ушла из нашей жизни, но я считаю, что ребёнок должен знать и иметь народную куклу. Я использовала эту возможность, провела мастер-класс с родителями по их изготовлению. Вдохновлённые родители и дети были вовлечены в вихрь творчества, в группе на выставке самодельных кукол ни одной одинаковой не оказалось, оформила фото-альбом.
В результате проведённой работы, дети стали проявлять устойчивый интерес к народному искусству. Они стали правильно называть виды народного декоративно-прикладного искусства, знают характерные особенности того или иного промысла. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. В реализации замысла проявляют самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результата своей деятельности.
Неотъемлемой частью нашей культуры являются русские народные календарно-обрядовые праздники. Ценность обрядовых игр и праздников заключается в том, что с их помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, а также их мудрость и простота помогают донести высокие нравственные идеалы.
Проводили развлечения «Новый год-Коляда», «Играем Масленицу», «Дружно мы весну встречаем», «Праздник Пасхи и Весны».
В продуктивной деятельности расписывали пасхальные яйца, рисовали с натуры веточки вербы, изображали солнце и солнечные дни, изготовляли поздравительные пасхальные открытки и рождественские, знакомила с лаковыми миниатюрами Палеха на сюжеты, связанные с зимними праздниками.
Непременным элементом народных обрядовых праздников были игры. В наши дни они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. В такие игры, как «Бабка Ёжка», «Жмурки», «Два Мороза», «Горелки» и др., мы играли во время утренней гимнастики, на прогулке, на физкультурных и музыкальных занятиях. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Я считаю, что необходимо их вернуть и сделать достоянием наших дней.
Поставив перед собой задачу: познакомить детей с народным творчеством, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. И уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Свидетельством тому служили детские вопросы: «После праздника будет чаепитие?». Потому что дети знают, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Но самое главное дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ.
Реализуя озвученные задачи, решалась и четвертая, поставленная мною, задача - по обогащению словаря детей, развитию лексико-грамматических представлений, выразительности речи
Чтобы добиться стабильных положительных результатов, мне важно было создать информационную и предметно-развивающую среду для эффективной работы. Информационная среда была создана и для родителей воспитанников - важных участников коррекционного процесса : это как письменные консультации в родительском уголке, так и организация разных форм взаимодействия. Обеспечила информационную среду и для себя в виде научно-методической литературы для повышения своего профессионализма. Некоторые книги хочется отметить. Это учебно-методическое пособие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л Князевой, М. Д. Маханевой, методическое пособие «Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепиной, Т. В. Антоновой, программа «Ребёнок в 21 веке. Воспитание культурой», методическое пособие «Наша Родина - Россия» Т. А. Шорыгиной, методические рекомендации «Беседы о русском севере» Т. А. Шорыгиной. Они вместе с другой методической литературой явились моими информационными помощниками в организации формирования духовно-нравственной личности дошкольника. Для детей были приобретены тетради с видами росписей, где задания направлены на закрепление знаний.
Предметно-развивающая среда создана в группе соответственно возрасту детей. Создана библиотечка красочных книг (как рукописных, так и издательского формата) с русскими народными сказками, потешками, загадками. Отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры. По многим литературным произведениям имеются CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен, создан патриотический уголок.
В ходе работы над методической темой совершенствовала и свой профессиональный уровень через: выступление в рамках методического объединения с сообщением из опыта работы «Театрализованная деятельность в ДОУ», участие в конкурсе ДОУ «Красота русской народной сказки», проектная деятельность «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», оформлена картотека упражнений с использованием фольклора, картотека русских народных игр.
По итогам работы считаю достижением создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания; богатой развивающей среды; удалось привлечь большинство родителей к активному участию в жизни детей в детском саду и, очень хочется надеяться, что и дома; дети понимают слова, отображающие представления о культуре (названия одежды, посуды, предметов прикладного искусства, эмоционально реагируют на фольклорные произведения, активно используют при создании ролевого образа, проявляют интерес к русскому быту.
В заключении хотелось бы сказать, что народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, полюбить её. Но эта особенно актуальная задача сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.