Наталья Валерьевна Наливина
Пед. проект «Формирование у воспитанников третьего года жизни культурно-гигиенических навыков посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Тема моего выступления: «Формирование у воспитанников третьего года жизни культурно-гигиенических навыков посредством фольклора».
2 слайд
Воспитание КГН направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Публикация «Пед, проект „Формирование у воспитанников третьего года жизни культурно-гигиенических навыков посредством фольклора“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Для того чтобы малыши легко и без принуждения овладевали приемами культуры и гигиены, на помощь приходит жанр устного народного творчества – потешки.
3 слайд
Теоретической базой опыта стали идеи ведущих отечественных психологов и педагогов, занимавшихся проблемой воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора на успешное воспитание детей раннего возраста.
Великий педагог Я. А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.» Овладение этими культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить с использование фольклора.
4 слайд
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры дошкольного образования, которые в раннем возрасте представляют следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребё нка:
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
• владеет простейшими навыками самообслуживания.
• стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки.
• эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
5 слайд
Провела педагогическую диагностику развития культурно-гигиенических навыков. Показатели развития (вы их видите на экране) отобрала из Программы.
Результаты педагогической диагностики выявили следующие проблемы: полностью сформированы культурно-гигиенические навыки у 4-х воспитанников, находятся на стадии формирования - у 12, не сформированы - у 9.
6 слайд
Поставила цель: Формировать у воспитанников третьего года жизни культурно-гигиенические навыки посредством фольклора.
и определила задачи:
1. Формировать умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место
2. Побуждать детей самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами туалета (носовым платком, салфеткой, расческой)
3. Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом с полным ртом.
4. Формировать навыки гигиены туалета.
5. Развивать интерес к использованию фольклора при выполнении культурно-гигиенических навыков.
6. Воспитывать желание выглядеть чистым, аккуратным, опрятным.
7 слайд
Реализация задач решалась в рамках педагогического проекта. Исходя из возрастных особенностей воспитанников, определила основной методический приём – использование малых фольклорных форм.
Проект здоровьесберегающий - речевой. Продолжительность проекта – три месяца. Активные участники проекта : воспитанники, педагоги, родители.
8 слайд
Для достижения поставленной цели создала развивающую предметно-пространственную среду.
В уголок развития речи изготовила и внесла новые дидактические игры.
Пополнила картотеку малых фольклорных форм (серия потешек, пестушек, попевок, прибауток, зазывалочек) для сопровождения режимных моментов.
9 слайд
Как было сказано выше, здоровье ребенка – это и эмоциональная составляющая. И здесь приходит на помощь устное народное творчество. Вовремя прозвучавшая из моих уст потешка, способна погасить в ребёнке отрицательные эмоции, отвлечься и успокоится. Использование малых фольклорных форм помогает установить мне первоначальный и эмоциональный контакт с малышом. Ребёнок отвлекается от своих переживаний, успокаивается.
Потешки оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные моменты его жизни, помогают овладеть навыками самообслуживания и гигиены, следовательно, дети учатся бережно относиться к своему здоровью.
10 слайд
Задачи по формированию КГН мною решались через интеграцию всех образовательных областей. Например, навык умывания. Его мы формировали на занятиях по окружающему миру «Помоем куклу Машу». Мы использовали игрушечную ванночку, куклу-пупса, были у нас игрушки-заместители (кубик от деревянного конструктора вместо мыла, были и настоящие предметы (полотенце). На занятии по развитию речи: читали потешки (например «Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды…»). На занятиях по физической культуре разучивали пальчиковую гимнастику («Замочек»). Закрепляли навык на занятиях по рисованию «Водичка, водичка…».
11 слайд
Проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Например, для того, чтобы малыши с удовольствием высаживались на горшки, я прибегаю к потешкам.
Горшок – зеленый наш дружок.
Твой цвет всегда нам говорит:
«Садись скорей,
Ведь путь открыт!».
12 слайд
Фольклор – мой помощник в формировании культурно – гигиенических навыков в процессе умывания.
При помощи фольклора у детей легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. Когда ребёнок познаёт азы в освоении культурно-гигиенических навыков, потешки, прибаутки вовлекают его в мир нового, интересного, незнакомого. Эффективность достигается путём неоднократного повторения потешек на положительных эмоциях.
Приучая детей регулярно мыть руки, я использовала потешки, например: «Ай, лады, не боимся мы воды…», «Водичка, водичка…». Учила детей согласовывать свои действия с текстом. Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Потешка формирует у ребят знания о необходимости проведения водных процедур для их здоровья.
13 слайд
В общении с каждым ребёнком необходим индивидуальный подход. Чтобы создать радостное настроение необходимо учитывать индивидуальные особенности малыша.
Очень важно при чтении малых фольклорных форм обращаться лично к ребенку по имени, используя искусство интонации. Эмоциональность, положительные эмоции позволят малышу лучше запомнить гигиенические процессы и с удовольствием обращаться к определенным действиям снова и снова.
А использование потешки про носовой платок действует успокаивающе на моих малышей.
14 слайд
Фольклор способен корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараюсь, чтобы он сопутствовал детей во всех режимных моментах, настраивал детей на мажорный лад.
В адаптационный период очень важна правильная организация питания. Создавать положительный эмоциональный фон во время приёма пищи мне помогают приговорки, например:
«Вот тарелочка пуста,
Улыбается она».
Малыши стараются, чтобы и у них тарелочка улыбалась. Когда им это удаётся, они радуются.
Или приглашаю детей к столу словами из песенки.
«Вот как дети держат ложку,
Набирают понемножку.
Платье, скатерть не марай,
Рот салфеткой вытирай».
А такие потешки помогают мне воспитывать у детей навыки пользования салфеткой во время еды.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”.
15 слайд
Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с младшим воспитателем проговариваем потешку: «Вот они — сапожки».
Или используем зазывалочки, превращая скучный процесс одевания в увлекательное занятие.
Содержание понравившихся потешек, прибауток дети переносят в самостоятельную деятельность: в дидактические игры, игры с куклами.
16 слайд
Не все мои малыши охотно ложатся спать. Некоторые испытывают чувство тревоги, тоскуя по маме, по дому. Это не редкость в первое время пребывания ребёнка в группе. Но у меня всегда наготове есть потешка, приговорка, песенка, которая поможет, успокоить малыша:
«Баю – баю – бай,
Ты, собачка не лай!»
Разученные тексты озвучиваю соответствующей интонацией: колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко. Чтение сопровождаю нежными поглаживаниями.
17 слайд
Настроение малыша зависит от того, что он увидит и услышит просыпаясь. Наши детки еще маленькие, поэтому вместо зарядки я использую легкий массаж: поглаживания и растирания, приговаривая при этом соответствующую потешку:
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
18-19 слайд
В раннем возрасте ребенок учится чистоте, опрятности, аккуратности. Замечать небрежность, неаккуратность в своем внешнем виде помогают потешки, приговорки.
Реакция детей на фольклор неодинакова. Один ребёнок проявляет эмоциональную отзывчивость при чтении прибаутки «Дружат волосы с расческой, хороша моя прическа», другого можно увлечь потешкой про игрушку:
«Постираем кукле платье,
Чисто, чисто!
А расчёску возьмём
И причёску наведём».
20 слайд
В рамках проекта была проведена работа с родителями. Погружение родителей в проект началось с консультационной деятельности:
- Индивидуальные консультации.
- Консультация на планшетном ПК «Использование фольклора и детской художественной литературы в развитии культурно-гигиенических навыков воспитанников третьего года жизни».
- Мастер-класс «Играем вместе с ребёнком!» (пальчиковая гимнастика).
- Развлечение «Мы умеем чисто мыться, не боимся мы водицы!»
- Консультация на Персональном сайте в сети работников образования: «Развитие у воспитанников третьего года жизни культурно-гигиенических навыков посредством фольклора».
21 слайд
Итог проекта – развлечение «Мы умеем чисто мыться, не боимся мы водицы!» К нам в гости пришла кукла Маша. Мы её научили, как нужно за собой ухаживать. Детям очень нравится, что их любимые потешки читаются от имени игрушки такой, как кукла Маша. Это вызывает у них восторг.
22 слайд
В ноябре провела повторную педагогическую диагностику с целью выявления эффективности использования фольклора в развитии культурно-гигиенических навыков. Результаты педагогической диагностики меня порадовали: можно увидеть положительную динамику развития у воспитанников раннего возраста культурно-гигиенических навыков.
23 слайд
В результате проектной деятельности :
1. У воспитанников сформированы культурно-гигиенические навыки в соответствии с возрастными особенностями.
дети правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания индивидуальным полотенцем. Вешают полотенце на место;
правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают во время еды;
правильно пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой);
проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослого);
2. В результате проектной деятельности :
пополнилась развивающая предметно-пространственная предметами и игрушками, литературой с малыми фольклорными формами, предметами заместителями;
у родителей появился интерес к данной проблеме, налажена обратная связь.
24 слайд
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!