Типец Елена
Формирование культурно-гигиенических навыков у малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет в экспериментально-игровой деятельности
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную собенность познавательной деятельности детей: ребенок познаёт объект в
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у малышей» размещена в разделах
ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается
содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность
экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста:
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в
период дошкольного развития ребенка».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности:
приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе
уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода
исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты
помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют
наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности
экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь,
самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его
предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и
развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать
необходимые для этого условия.
Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо
пьют молоко. Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с
Зайчиком - Любознайчиком замечательные напитки, добавив в молоко, по
выбору, сироп, варенье, желе. «Румяные щечки», «Сластена», «Лесная
ягодка» - такие замечательные названия придумали ребята этим напиткам.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы
«как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку
приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность5
направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник
познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и
проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для
самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с
удовольствие рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же
(или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и
самостоятельно решать их.
Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнёрства.
Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать
гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость,
удивление и даже восторг они испытывают о своих маленьких и больших
«открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от
проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что
будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем,
первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а
равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку
проявлять собственную исследовательскую активность.
Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования
1. Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение,
рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных
явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные,
развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием
оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре
науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста
детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники
наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы,
рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным
выводам по результатам исследования.
9. Уточнение, каким будет эксперимент–кратковременным или
долговременным.
10. Прогнозирование результата.
11. Закрепление последовательности действий.
12. Закрепление правил безопасности