Юлия Винокурова
Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и т. д.
Ребенку, чтобы овладеть этими навыками требуется много усилий. Для малыша это очень непросто. Так трудно намылить руки – мыло очень скользкое, зашнуровать ботинки – шнурки все время путаются, застегнуть пуговицу – она не как не попадает в петлю! А взрослые предъявляют много требований.
Публикация «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы ребенок осваивает серию культурно – гигиенических навыков : мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и прочее. Эти навыки -одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации, за ними стоят нормы морали, правила поведения, хотя человек не всегда их осознает.
Из каких действий состоят культурно – гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить – чашкой, чтобы чистить зубы – зубной щеткой. А это или орудийные или соотносящие действия. То есть формирование культурно – гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития детей – становлением предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен.
По мере освоения культурно – гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. Усвоенные культурно – бытовые навыки обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые.
Для плодотворного отношения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Детей завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствие умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание и речь, а если он выполняет определенные движение, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Мы стараемся использовать фольклор в своем общении с детьми во время всех режимных моментов.
Например:
во время умывания можно прочитать детям:
«Водичка-водичка,Умой Настино личико,Настя кушала кашку,Испачкала мордашку. Чтобы девочка былаСамой чистенькой всегда,Помоги, водичка,Умыть Настино личико»
Для пробуждения:
«Солнце светит:Где тут дети?На подушке, на простынке. Нежат розовые спинки?Ясный день пришел давноИ стучится к нам в окно!»
Одевая малыша, можно прочитать:
«Застегнём застёжки На твоей одё жке:Пуговки и кнопочки,Разные заклёпочки»
Для чтения перед завтраком:
«У пушистой белочкиОрехи на тарелочке. У котёнка и щенкаДва стакана молока,У мышонка вкусный сыр,У лисы густой кефир. У зайчат печенье,У пчелы варенье. А в тарелку нашуМы положим кашу!»
Во время приё ма пищи:
«Это – ложка,Это – чашка. В чашке – гречневая кашка. Ложка в чашке побывала -Кашки гречневой не стало!»
«Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно. Только с чистыми рукамиМы за стол садимся сами. Ложкой-вилкой не грохочем,Не играем, не хохочем,Мы на стульчике сидим,Молча, весело едим. Мы ногами не болтаем,И ворон мы не считаем,Не глядим по сторонам,Ведь обедать надо нам!»
Перед сном:«Баю-баю-байкиПрилетели чайки. Стали крыльями махатьНаших деток усыплять.»
Для знакомства с телом подойдут такие потешки:
«Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать,Глазоньки моргать- моргать, Ручки – все хватать-хватать.»
«Паучок, паучок, Аню хвать за бочок. Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко. Олени, олени, Аню хвать за колени. Песик, песик, Аню хвать за носик. Бегемот, бегемот, Аню хвать за живот. Оса, оса,Аню хвать за волоса. Кузнечики, кузнечики, Аню хвать за плечики»
Фольклор может решить многие педагогические задачи, обогатить социально – игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Именно поэтому мы предлагаем Вам в повседневной жизни, общаясь с малышом, использовать стишки и прибаутки, которые помогут заинтересовать и привлечь ребёнка к обучению культурно-гигиеническим навыкам.