Светлана Яхшибекян
Патриотическое воспитание в старшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия №6»
Дошкольное Отделение №6 г. о. Прохладный, КБР
Пояснительная записка к презентации опыта работы по системе патриотического воспитания
Автор: Яхшибекян Светлана Сергеевна, воспитатель,
ДО №6
Пояснительная записка
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости
это доказывать.
Публикация «Патриотическое воспитание в старшем возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв
1. Введение.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас – воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, посёлку, городу, району. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.
Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с детьми. Работа нашего детского сада по патриотическому воспитанию, охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. В план работы включены мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.
В своей работе мы используем различные технологии:
- игровые,
- информационные,
-коммуникативные,
- проблемные,
-развивающего обучения,
-консультативные,
- визуальные,
- проектные,
-ИКТ.
В работе по нравственно - патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературы, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Работа по патриотическому воспитанию ведется по разным направлениям.
Я и мой детский сад.
В этом блоке дети знакомятся с детским садом как вторым домом, где они могут реализовывать свои потребности, жить благополучно и интересно.
Я и моя семья.
Следующий блок дает представление о составе семьи, где каждый любит, уважает, заботится друг о друге, скучает в разлуке, поддерживает в горе и радости.
Мой город.
Дети знакомятся с историей города, его достопримечательностями, знаменитыми людьми, с людьми разных профессий трудящимися на благо города Прохладного.
Моя республика.
Данный блок формирует у детей системы знаний о своей Родине. Знакомит детей с родной республикой, с национальными традициями, народно – прикладным искусством.
Родная природа.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Дети знакомятся с красотой природы нашей республики, учатся восхищаться, любить, беречь и преумножать её богатство.
Моя страна.
Этот блок помогает получать знания о государственной символике, знакомиться со значением цветов флага и герба, воспитывать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также прививать познавательный интерес к истории своей Родины.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной в группах.
В группах созданы патриотические уголки с символикой России, республики – Кабардино – Балкария, города Прохладного. Подбор пособий, игр помогает прививать детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.
Уголок НРК содержит материалы характеризующие быт, образцы изделий народного творчества, образцы росписи, дидактические игры, иллюстрации, детскую литературу.
В ДО проводятся мероприятия посвященные Родной республике и городу. Дети узнают историю своей малой Родины, знакомятся с её традициями, народными играми.
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.
Самые первые шаги в воспитании экологической культуры мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении, начиная знакомить детей с ближайшим природным окружением. Выбирая разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчат восприятие излагаемых проблем и знаний.
Уголок природы содержит:
-коллекции бросового, природного материала для рассматривания и ручного труда
-ёмкость для посадки растений, пульверизаторы, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений);
-инвентарь для ухода за обитателями уголка (лейки, тряпочки, тазики для воды клеёнки);
-оборудование для экспериментирования: (лупы, спринцовки, формочки для песка, снега, льда, сосуды для воды, землю, глину)
- подборка литературы;
- подборка подвижных, дидактических игр, игровых упражнений, этюдов с экологическим содержанием.
- подборка иллюстрационного материала.
Формируя знания детей в процессе непосредственного общения с окружающим миром, стимулируем их направленность на природоохранную активность. Стараемся учить детей, смотреть на природу не только глазами, но и сердцем. Тогда они будут испытывать восхищение, необходимое им, да и нам взрослым, как пищу для души, порой и как лекарство. Поэтому стремясь воспитывать детей, хранителями природы необходимо, прежде всего, помочь им в раннем детстве испытать восторг и восхищение от неё. Из этого складывается любовь к Родному краю.
Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДО приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День Защитника Отечества, Международный женский день.
При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.
Для воспитания в детях уважения к подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны, имеется информация о героях Прохладненцах, некоторые сведения о них, фотографии.
Традицией, помогающей в воспитании патриотизма стало возложение цветов к Вечному огню, памятнику Погибшим Воинам, ежегодное проведение спортивной игры «Зарница»
Ребята, совместно с родителями участвовали в конкурсе рисунков «Этот славный День Победы». Был оформлен стенд «Чтим и помним», на котором разместили фотографии военных лет.
Все это способствует тому, что у детей формируется чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДО организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением, приобщиться к традициям.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.
Проводимая работа позволяет, не перегружая детей учебными знаниями, делать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом.
Использование методической разработки.
Некоторые материалы данной презентации могут быть использованы для проведения плановых НОД воспитателями детских садов, а тек же уроков по ИЗО, окружающему миру, учителями в начальной школе. Педагог может дополнить, изменить материал с учетом специфики методов и приемов передачи информации. В этих целях можно использовать групповую комнату, изостудию, музыкальный зал. Некоторые материалы презентации, можно использовать для оформления выставок (минимузеев, стендов.
Для более эффективного усвоения материала, в качестве наглядности, некоторые слайды презентации, можно использовать и в предварительной работе. (Смена слайдов – по щелчку, смена информации на слайдах – по щелчку, смена изображений – автоматически). Все эти параметры могут быть изменены по усмотрению педагога.