Татьяна Семченко
Гендерное воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду. Впервые представление о существовании двух полов, мужского и женского, появляется у детей в два года. Постепенно дети, начинают относить себя к одному из них.
Организация педагогических ситуаций способствует накоплению ребенком позитивного опыта гендерного поведения.
Темочки:
Игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. И этот вид деятельности, на наш взгляд наиболее благодатная почва для реализации поставленной цели. Мы организуем игры для девочек и мальчиков. В первую очередь это отразилось на организации сюжетно – ролевых игр. Мы внесли такие игры как «Юные конструкторы», «Семья», «Защитники отечества», «В гостях у сказки», «Мушкетеры», и др., не забывали и о том, что в дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому старались организовать игры таким образом, чтобы дети четко осознавали полоролевое поведение Несмотря на уже имеющиеся в оснащении группы предметы мужского и женского труда, атрибуты гендерной культуры (игрушки, аксессуары) внимание детей не акцентировалось на их специфической полоролевой значимости. В игровой деятельности, для того чтобы было легче транслировать свой собственный опыт и предпочтения мальчикам и девочкам, был пересмотрен процент игрового оборудования, ориентированный на детей обоего пола, обновлено гендерное содержание методического материала, наглядного, раздаточного, демонстрационного.
Основной задачей для педагогов стояло развитие в девочках материнства, нежности, заботы. В мальчиках развитие мужественности, ловкости, доброжелательности, упорстве, наблюдательности.
Опираясь на психолого педагогическую литературу мы постарались разработать и подобрать дидактические игры, помогающие детям сформировать гендерные представления, помочь им освоить правила поведения в соответствии с полоролевой принадлежностью.
Например: «Собери картинку» машины для мальчиков, цветы для девочек, «Дом добрых слов», «Наряды для девочек и мальчиков», «Добрые пожелание», «Профессии» дети учатся дифференцировать мужские и женские профессии, называют причины разделения труда.
Проводятся беседы на темы «Мужской и женский этикет», «Поведение мальчиков», «Поведение девочек»
Во время свободного рисования направляем детей на рисование или раскрашивание сюжетов для мальчиков и для девочек. Родители активно участвуют в пополнении материалов для рисования и сюжетных картинок для раскрашивания.
Во время наведения порядка в группе тек же используем гендерный подход. Мальчики- механики везут машины в гараж, шофёр везет игрушки на грузовиках в свои дома. Девочки - хозяйки наводят порядок на кухне, на полочке с куклами тд. Приветствуется помощь друг другу.
Гендерный подход осуществлялся и в воспитании культурно – гигиенических навыков. Первыми в умывальную идут мальчики, т. к. процесс мытья рук у них проходит медленнее в силу физиологических особенностей. Девочки в это время играют на ковре в хороводную игру. Затем дети меняются.
Родители были привлечены к педагогическому процессу и к организации предметно развивающей среды в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек с учётом их полового признака.
Организована мини-среда «Светский этикет», где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона.
Изготовлены вместе с детьми (также привлекались родители) на занятиях атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочки-матери», «Ателье», «Военные», «Моряки», «Космонавты».
Благодаря отзывчивости родителей на участке появляются новые скворечники, кормушки для птиц.
В книжном уголке обновили портреты писателей, поэтов (мужчин и женщин).
Проводились тематические выставки: «Красота женская», «Красота мужская», «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках» и т. д. Осуществлен подбор фотоальбомов: «Отцовство», «Материнство», «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники», «Настроение» и т. д. Родители активно участвовали в праздниках и развлечениях. Это всё помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом. Вся работа велась в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ.
Обновляем консультативный материал для родителей «О воспитании девочек и мальчиков», «Одежда для мальчиков и девочек». Была предложена картотека игры для родителей по воспитанию мальчиков и девочек. Проводятся ежедневные индивидуальные консультации.
В результате повысился эмоциональный настрой детей на противоположный пол. Например, до организации целенаправленной работы, девочки ассоциировались у мальчиков как «плаксы», а мальчики представлялись девочкам в образе «бандитов».
После работы дети называли более существенные характеристики пола, например, мальчики сильные, смелые, защищают девочек и поэтому иногда дерутся, а девочки слабые, поэтому когда их обижают, они плачут. Эти изменения нашли свое отражение в повседневной жизни и взаимодействии мальчиков и девочек. Мальчики стали проявлять заботу о девочках. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом.
В наши дни семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.
Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола
В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.