Карташова Яна
Патриотическое воспитание дошкольников, краткосрочный проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Быть патриотом своей Родины – значит ощущать себя неотъемлемой её частью. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников, краткосрочный проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к родному краю, родному городу, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным краем, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешной работы с детьми в нашей группе разработан проект «Моя малая Родина», так как очень важно, чтобы дети узнали как можно больше о городе Барнауле – о своей малой Родине, где они живут, любили свой город и в будущем прилагали усилия, чтобы он стал ещё краше, богаче. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Дети – наше будущее и наша задача зародить в их сердцах искорку любви к родному краю, к Родине.
Паспорт проекта
Тема (название) проекта «Моя малая Родина»
Тип проекта Информационно-практико-ориентированный: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы
Участники проекта Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Возраст детей 6-7 лет, подготовительная к школе группа
Сроки по продолжительности Краткосрочный (1 месяц)
Актуальность проекта Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, к своей Родине.
Задачи
• Формировать первичные представления о своей стране, о своем городе.
• Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн страны и города.
• Познакомить с историей родного города (памятники, архитектура).
• Воспитывать интерес к посещению культурных объектов города.
• Побудить желание узнать больше о родном городе.
Методы и формы реализации проекта:
Беседы
Образовательная и художественная деятельность.
Исследовательская деятельность.
Игровая деятельность.
Чтение литературы русских писателей,
слушание музыкальных произведений великих композиторов.
Наблюдения.
Рассматривание иллюстраций о родном крае, России, городах России, реках и озерах нашей страны.
Досуговые мероприятия
Работа с родителями.
Планируемые результаты и продукты проекта:
• Дети могут знать и называть место проживания: страну в которой они живут, город. Символику и достопримечательности города.
• Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада. Испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад.
• Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых.
• Проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Результат деятельности детей Выставка рисунков, поделок, посвящённых Дню города.
Этапы реализации проекта.
I этап «Подготовительный» (1-ая неделя сентября): создание необходимых условий для реализации проекта, пополнение предметно – развивающей среды в группе, подбор художественной литературы по теме, разработка мероприятий для реализации проекта, работа с родителями (законными представителями) - повышение их компетентности по вопросам касающимся патриотического воспитания детей.
II этап «Основной».
Вторая неделя сентября, работа с детьми: организация бесед, занятий, игр, прогулок; рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине, о городе; знакомство с литературными произведениями; использование дидактических игр.
Темы бесед - «Моя Родина - Россия», «Москва столица России, Барнаул – столица Алтайского края», «Государственные символы России».
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения
к своей Родине.
Аппликация «Флаг России».
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Кремлевские звезды»,
С. Есенин «Гой, ты Русь, моя родная», В. Орлов «Здравствуй, Родина моя!», Е. Трутнева «О Родине», Т. Бокова «Необъятная страна».
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста».
Третья неделя сентября, работа с детьми: организация бесед, образовательная деятельность, познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром, заучивание стихов, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений великих композиторов.
Темы бесед: «Моя малая родина», «Улица на которой я живу», «Достопримечательности нашего города», «Животные и птицы нашего края»
Цель: формировать у детей представление о родном городе, как о малой Родине. Закрепить знания детей о названиях улиц города, где они живут.
Рисование с элементами аппликации «Флаг города», рисование «Моя улица родная».
Рассматривание иллюстраций с видами города.
Чтение художественной литературы: З. Александрова «Родина», А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы). Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Четвёртая неделя сентября, работа с детьми: организация бесед, художественная деятельность, чтение художественной литературы.
Темы бесед – «Все профессии важны, все профессии нужны», «Есть такая профессия – Родину защищать».
Рисование «Праздник День города».
Цель: воспитывать у детей любовь к своему городу, расширить знания детей о профессиях.
III этап «Заключительный»:
Подведение итогов по патриотическому воспитанию детей, беседы о том, что узнали нового, а какие знания о нашей Родине закрепили. Что детям запомнилось, что понравилось больше всего.
Итоговые мероприятия: Фестиваль совместного семейного творчества «Наш любимый город» (домашнее задание).
Выставка рисунков, поделок, посвящённых Дню города.
Итоги проекта
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. Ребята познакомились с историей своей малой Родины, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, о своём крае. Дети с удовольствием ознакомились с картой Алтайского края, изучали животных и птиц проживающих на территории Алтайского края.
Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны и своей малой Родины - зависит и становление личности гражданина.
Данный проект был направлен на воспитание у детей патриотических
чувств, уважения к своей стране, к своей малой Родине.
Список литературы:
1. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста»:- М. : Мозаика-Синтез 2004 г.
2. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Сфера, 2004.
3. По программе М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Развернутое перспективное планирование подготовительной группы»
4. О. Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»
5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
6. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями
дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.
7. Хрестоматия для чтения дошкольникам:-М., «Просвещение».
8. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Наша Родина»:- М. : Просвещение,1984г.
9. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»:- М. : Сфера, 2003г.
Приложение
Конспект НОД по аппликации в подготовительной к школе группе
«Флаг России»
Цель: навыки аккуратного вырезания и наклеивания различных форм, умение располагать цвета в определенной последовательности, сделать Российский флаг в технике аппликация.
Образовательные задачи:
- обобщить знания детей о Государственном флаге;
- познакомить со значением цветов, изображённых на флаге;
- формировать умение наклеивания изображения флага из цветной бумаги;
- закреплять умение работать ножницами, аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности.
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности ребенка.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Демонстрационный материал: изображение флага, образец изготовленного флага.
Раздаточный материал: картон для фона, цветная бумага (белая, синяя, красная) клей пва, кисти для клея, подставки под кисти, ножницы, клеенки, салфетки.
Ход НОД
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
В: Как называется наша Родина? (Ответы детей: Россия)
В: У каждой страны существуют свои государственные символы – это герб, флаг, гимн. Без символов - нет государства. Флаг объединяет все национальности нашего государства в одну, создает единство народов.
Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.
Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям. Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.
- У каждой страны есть свой флаг. У нашей Родины - России тоже есть государственный флаг. Под государственным флагом воины сражаются за свою страну, флаг поднимают в честь победителей спортивных соревнований, во время праздников вывешивают на улицах городов и сел. У России - флаг трехцветный, состоит из трех полос. А сейчас ребята мы узнаем, что означают эти цвета на флаге.
- Верхняя полоса какого цвета? (Белого цвета).
- Средняя полоса какого цвета? (Синего цвета).
- А нижняя полоса? (Красного цвета).
- Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна - Россия миролюбивая, она не нападает ни на кого.
- Синий цвет – это верность. Он говорит о том, наш народ любит свою Родину, готов всегда ее защитить, верен ей.
- Красный цвет – цвет крови, пролитой за нашу Родину.
- Ребята, а где вы видели Государственный флаг в нашем городе?
(Флаг развивается над Администрацией нашего города. В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, школах, детских садах).
Воспитатель предлагает детям сделать из цветной бумаги государственные флаги.
- Ребята, давайте рассмотрим, как мы будем изготавливать флаг.
Обсуждение этапов выполнения аппликации:
-разрезание полосок бумаги пополам;
-склеивание концов полосок;
-составление изображения флага из склеенных полосок.
- У вас на столах полоски цветной бумаги, которые нужно разделить на четыре части, с помощью ровных линий. Сначала вы разрезаете все полоски по намеченным линиям не доходя до края 1 см. Как правильно держать ножницы?
Д: Остриём вниз.
В: Правильно, ножницы убираем в чехол. Затем, приклеиваем полоски на заготовку (на жёлтый картон, наносим клей на боковые края нижней полоски флага. Переплетайте бумажные полоски, образуя объемный флаг. Кисточку кладём на подставку. Прижимаем края полоски к листу бумаги. Старайтесь наклеивать только края полосок. Лишний клей убираем салфеткой. Постарайтесь работать очень аккуратно.
Динамическая пауза с элементами пальчиковой гимнастики.
Небо синее в России, (поднять руки вверх)
Реки синие в России. (опустить руки вниз)
Васильки и незабудки (поочередные движения руками в стороны)
Не цветут нигде красивей.
Есть и клены и дубы. (поднять руки вверх, потянуться на носочках)
А какие есть грибы! (показывают руками силуэт гриба)
А еще пекут в печи «пекут» ладошками пирожки
Вот такие калачи. (соединяют руки в круг перед грудью).
Продолжение практической работы. Вырезание и наклеивание полосок из цветной бумаги. По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, хвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения. В конце занятия дети убирают за собой свои рабочие места, наводят порядок.
В: Аппликация "Флаг России" из цветной бумаги и картона готова!
Итог подводим сидя на стульчиках, на ковре, рассматриваем работы и проговариваем:
В: Ребята, что мы сегодня делали?
Д: Флаг.
В: Это флаг, какого государства?
Д: России.
В: Что такое флаг?
Д: Это символ государства.
В: Какие цвета присутствуют у нашего Российского флага.
Д: Белый, синий, красный
Рефлексия: рассмотреть флаги, обратить внимание на то, что флаги как - будто ветерок колышет. Похвалить детей за то, что они старались и у них всё получилось.
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию.
Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель на прогулке, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.
Игра «Мой адрес».
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе? Или Я живу на улице? Или: Я живу в доме №? Или: Я живу в квартире №? Или: я живу в стране под названием? Рядом с моим домом находится? И т. д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.
Игра «Найди герб нашего города»
Где ребята из 6-7 разных гербов должны найти герб своего города.
Дидактическая игра «Птицы нашего края»
Помогает познакомить детей с птицами родного края, прививает любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за братьями меньшими. В ходе демонстрации детям карточек с изображениями птиц, воспитатель просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
Игра «Животные нашего края»
Знакомит детей с животными родного края. В ходе демонстрации детям карточек с изображениями животных, воспитатель просит назвать и определить, живет ли данное животное в нашем регионе или нет.
Дидактическая игра «Флаг России»
Дети должны из 3 полосок разного цвета, собрать флаг своей страны. Эта игра помогает им узнать основные цвета российского флага, ну и, естественно, формирует знания о флаге своей страны.
Игра «Назови кто это?»
Дети знакомятся с главными людьми РФ. Воспитатель показывает фотографии и рассказывает кто этот человек и чем он занимается на благо нашей страны.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом, закреплять знания детей о своем городе.
Материал: альбом фотографий родного города.
Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. В игре по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, о зданиях, построенных в нашем городе.
Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»
Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры: дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
Дидактическая игра «Профессии»
Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.
Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию. Воспитатель: «Кем именно они мечтают стать - отгадайте!» Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.
Дидактическая игра «Все профессии важны»
Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Материал: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.