Галина Шлюндт
Проект «Моя малая Родина — Курагино»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализован в подготовительной группе комбинированной направленности.
Образовательная область: патриотическое воспитание дошкольников.
Цель: создание условий для совместной деятельности детей и родителей
по формированию интереса к своей малой Родине, к воинам-курагинцам.
?Формирование краеведческих путеводителей по малой родине, знакомящие с социальным, культурным, природным наследием и интересными людьми своей малой родины
Публикация «Проект „Моя малая Родина — Курагино“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Задачи:
- Познакомиться с некоторыми улицами и достопримечательностями посёлка. С людьми, бытом и укладом прошлой жизни. Закрепить представления о природных особенностях родного края.
- Формировать умение составлять рассказ с опорой на полученный материал. -Закреплять в речи слова: односельчане, земляки, устаревшие слова (шесток, зыбка, половик, рукомойник и др.)
-Формировать интерес к достопримечательностям и культуре родного края. -Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство уважения и гордости за своих односельчан.
Участники проекта : дети старшего возраста, их родители, воспитатели, Краеведческий музей.
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Основные формы реализации проекта : беседы, занятия, экскурсии, встречи с воинами и поэтами, выставки рисунков, книжные выставки, викторина, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, просмотры видеофильмов, чтение художественной литературы и заучивание стихов, прослушивание и разучивание песен о своём посёлке.
Этапы работы по проекту
1 этап – аналитический (анализ ситуации, определение основных целей проекта);
2 этап – организационный (планирование предстоящей работы и прогнозирование её результатов);
3 этап – практический (усвоение новых знаний, навыков и умений, привлечение родителей, пополнение предметно-развивающей среды);
4 этап - заключительный, подведение итогов.
Результат проектной деятельности : оформление фотоальбомов «Моя семья», «Мой папа военный», «Наши мамы», «Путешествие по Курагино», «Природа родного края». Изготовление дидактических игр своими руками: лото «Мой посёлок», «Как улицу зовут», домино «Моя малая Родина», пазлы «Герб Курагинского района», лото «Цветы, ягоды, насекомые родного края», «От зерна до булочки». Рисунки детей и родителей для выставки «Ах, Курагино посёлок мой родной» и «Вся семья вместе, так и душа на месте»; проведение экскурсии к памятнику воину-земляку А. Петряеву, в Парк Победы, в Краеведческий Музей. Встреча с воином, который прошёл службу в армии и поэтом-любителем Курагинской земли. Подборки и заучивание стихов местных поэтов, а также стихов, пословиц и поговорок о труде сельчан. Творческие отчеты семей по проекту (стенгазеты, папки-раскладушки, фоторепортажи). Ощущение удовлетворённости от совместной деятельности педагогов, родителей, детей. Разработка занятий по познавательному развитию.
Самообразование: знакомство с изданиями «Район, в котором хочется жить!» и К. В. Шимолина «Курагинский район», с газетой местных поэтов «Саянские родники»
План мероприятий в рамках проекта :
Коммуникативно-позновательное развитие.
1. «Символика родного посёлка».
2. «Как мы можем помочь родному селу?»
3. Экскурсии в Центральную библиотеку, Дом культуры, Парк Победы, Краеведческий музей.
4. Рассказ воспитателя о Герое Советского Союза, танкисте, воине – курагинце Александре Петряеве.
5. Встреча с воином, отслужившим в рядах Российской армии.
6. Обзорные экскурсии по ближайшим улицам, к железнодорожному вокзалу, водонапорной башне, к школе, на игровую площадку.
7. «Природа родного края»
8. Встреча с поэтом – любителем З. С. Марьясовой
9. Составление рассказов о своём посёлке и о его тружениках
Художественное творчество
1. Конкурс семейных рисунков «Ах, Курагино, посёлок мой родной»
2. Коллективная аппликация «Улицы посёлка»
3. Рисование «Любимый уголок родного края».
4. Участие в районном конкурсе рисунков «Птицы нашего края»
Игровая деятельность
1. Словесно - игры: «Назови свой адрес», «Назови профессию», «Как улицу зовут», "Букет красивых слов" /взять всем детям цветы и сказать теплые слова о своём посёлке, "Что покажем гостям Курагино?" Дидактическое упражнение "Клубок волшебных слов"(Пальчик обмотать, передать другому, не повторяться, называть сельские профессии по выращиванию хлеба)
2. Настольно-дидактические игры: лото «Мой посёлок», «Цветы, ягоды, насекомые», домино «Моя малая Родина», пазлы «Герб Курагинского района», «Кто здесь живет», лото «Как улицу зовут?», «От зерна до булочки».
Работа по проекту.
Экскурсия в Парк Победы
Цель: познакомить детей с Парком Победы, с Галереей боевой славы, с памятником воинам – курагинцам, с памятником А. Петряеву, другими достопримечательностями парка.
Воспитывать у детей интерес к истории своего поселка, уважение к героям-землякам.
Ребята, мы стоим у входа в Парк Победы. Этот парк был открыт в 1985 году к 40-летию Победы советского народа над фашистской Германией. В строительстве парка принимали участие все организации Курагинского района.
Начинается Парк с Галереи боевой славы. Здесь размещены 8 портретов земляков-курагинцев Героев Советского Союза: А. Г. Бочкарёва, П. Ф. Попова, А. А. Петряева, А. А. Семирацкого, А. Ф. Щукина, А. Л. Журавлёва, И. Ф. Немкова, М. И. Сотниченко и портрет полного кавалера ордена Славы трех степеней С. С. Колмакова. Среди них находится портрет легендарного танкиста Александра Акимовича Петряева.
В годы Великой Отечественной войны из Курагинского района ушли воевать на фронт 17835 человек, 6174 из них не вернулись с поля битвы. Их имена высечены на мраморных мемориальных плитах по обе стороны центральной аллеи Парка, ведущей к стеле на берегу реки Туба. Стела представляет собой три штыка, устремленных в небо, и символизирующих три поколения воинов: деды, отцы и сыновья. Посредине стелы расположен Орден Победы – главный орден Великой Отечественной войны. У подножия памятника - пятиконечная звезда, в которой горит огонь. Сюда в памятные дни, в праздники и по будням приходят благодарные курагинцы, чтобы возложить цветы и отдать дань памяти погибшим землякам.
Слева от центральной аллеи, в глубине Парка стоит памятник легендарному танкисту, Герою Советского Союза, нашему земляку Александру Акимовичу Петряеву, геройски сражавшемуся и погибшему в июне 1944 года при освобождении города Борисов, что в Белоруссии.
В 1967году в сквере Курагинской восьмилетней школы, где учился Александр, был установлен памятник герою. А в 90-е годы, уже после открытия парка, был изготовлен вот этот новый памятник А. Петряеву и установлен в Парке 40-летия Победы. Именем А. Петряева также названа одна из улиц нашего поселка.
Недалеко от памятника А. Петряеву находится памятник воинам-интернационалистам, погибшим в горячих точках. Этот памятник открыт недавно весной 2010 г. У этого памятника собираются воины-афганцы 15 февраля, чтобы почтить память погибших товарищей.
В дальнем углу Парка, на берегу реки Туба стоит маленький домик, там расположен Совет ветеранов Курагинского района. Здесь собираются ветераны Великой Отечественной войны.
Недалеко от него установлена пушка-сорокапятка, где любят бывать курагинские ребятишки, изучая орудие войны.
Рядом с Галереей боевой славы на постаменте стоит самоходное орудие времён Великой Отечественной войны - еще одно излюбленное место курагинских мальчишек.
В Парке Победы также установлены памятники декабристу А. И. Тютчеву, первому комсомольцу Василию Рогозинскому, мемориальный знак жертвам политических репрессий.
На территории Парка Победы имеется детская площадка, спортивная площадка, Дом детского творчества, музей-изба русских ремесел.
Парк - излюбленное место прогулок курагинцев. Здесь проходят праздники и митинги. В День Победы 9 Мая работают концертные площадки, разворачивается полевая кухня.
Рассказ воспитателя о Герое Советского Союза, танкисте, воине – курагинце Александре Петряеве.
Программные задачи: Познакомить детей с
воином-курагинцем А. Петряевым, рассказать
о его подвиге. Воспитывать уважение к
защитникам Отечества, чувство гордости за
своих героев-земляков.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какой праздник приближается? (День защитника Отечества). Кто такие защитники Отечества? (Это военные, солдаты) Они защищают, охраняют, оберегают всех нас и нашу Родину от врагов. Кого ещё можно назвать защитниками Отечества и почему? (Наших дедушек и пап, потому что они тоже служили в армии).
Воспитатель. Правильно ребята, ваши папы, дедушки, родственники уже отслужили в армии и сейчас считаются военными запаса. А если потребуется защищать нашу Родину от врага, то все они смогут снова встать в строй. А ещё ребята, это праздник тех, кого уже нет рядом с нами, это солдаты, которые в годы Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от немецких захватчиков.
Воспитатель показывает детям фотографию памятника А. Петряеву и предлагает вспомнить, где они видели этот памятник и кому он поставлен. (Ответы детей). Обобщая ответы детей, говорит:
Александр Петряев – это наш земляк. Родился Саша 22 ноября 1925года в селе Галактионово Краснотуранского района. Потом семья переезжает в г. Артёмовск. Когда Саше было 12 лет, его семья потеряла отца, и они переехали в Курагино. Здесь Саша поступает в восьмилетнюю школу. Сейчас этой школы нет. На её месте находится больница. По словам учителей, Саша был очень скромный, застенчивый мальчик. Хорошо учился. Отвечал на уроках спокойно и уверенно. На летних каникулах вместе со старшим братом работали в поле на связке снопов, а так же помогали матери в домашних делах.
Когда началась Великая Отечественная война, старшего брата Саши забрали на фронт. Вскоре они получили похоронку (известие) о гибели брата. Это было большим горем для Сашиной семьи, но Саша и его мама не падали духом, всячески поддерживали друг друга в трудную минуту. А когда подошло время идти в армию и Александру, то мать, молча, сложила в холщёвый мешок необходимые на первый случай вещи.
Показ фотографии А. Петряева перед армией.
Идет война. И вот в 1943году Александр Петряев уходит на фронт. Но сначала он учится в танковой школе, быстро овладевает специальностью механика-водителя. После окончания танковой школы А. Петряева направляют в Пятую гвардейскую армию, и он принимает участие в боях с фашистами под Белоруссией. Всё это время он отправлял матери письма с фронта, в которых писал: «Не горюй, мама, жив буду, вернусь. В бою врагу не сдамся!»
Но вернуться домой Александру Петряеву не пришлось. 30 июня 1944года экипаж сержанта А. Петряева на танке «Т-34» принимал участие в боях за освобождение города Борисова Минской области. Во время боя танк был окружен фашистами и весь экипаж погиб. Вот так описывают очевидцы тот последний бой:
«30 июня 1944года в 23 часа танк Александра Петряева на очень большой скорости прорвался через боевой заслон немцев у переправы через реку Сху. Позади разбитые танки. Справа и слева трясина. Только вперед! Александр выжимал из двигателя танка всё, что тот мог дать.
Появление танка вызвало у противника панику. Мощная техника разгромила все зенитные установки в городе, а в центре города Борисова уничтожила штаб немецкого соединения. Были освобождены и пленные русские солдаты, которых фашисты хотели сжечь в здании деревянного склада. Было спасено 250человек. Немцы переполошились, услышав, что в городе русские танки. Они кричали: «Танки, русские танки». Немцам казалось, что в городе не один танк, а много танков.
- Полный вперед! - командует лейтенант П. Рак. И Александр Петряев ведет машину на таран. Не выдержав немецкий «тигр» уступает дорогу.
- К переправе!- звучит новая команда.
- Впереди два «тигра», – докладывает Петряев.
Гитлеровцы перерезают танкистам путь к переправе. Саша оглянулся и увидел, что командир танка истекает кровью. В это время снаряд попадает в танк, и он загорается. Наводчик Алексей Данилов пытается вытащить раненого командира. Больше Саша ничего не видел. Дым заслонил глаза. Механик заглушил двигатель. Машину окружили фашисты. Танкисты погибли»
За проявленный героизм, при выполнении боевого задания, в борьбе с немецкими захватчиками за освобождение нашей Родины Александру Акимовичу Петряеву присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Потом уже другие ребята дважды побывали на могиле нашего земляка. Они рассказали, что берёзка прижилась и растёт. И стоит березка как символ мужества воинов-сибиряков в годы Великой Отечественной войны.
В 1967 году в сквере школы, где учился А. Петряев, был установлен памятник герою. А в 90-е годы был изготовлен новый памятник А. Петряеву и установлен в Парке 40-летия Победы (Показ фотографии памятника)
Со времен войны прошло 65 лет. Но мы гордимся нашими земляками, преклоняемся перед их героизмом, мужеством, смелостью и бесстрашием.
Ребятам предлагают нарисовать памятник А. Петряеву.
Встреча с воином-земляком
Цель: познакомить детей с молодым воином, прошедшим службу в
Российской армии, формировать у детей представления о воинской службе.
Вы можете сами задать вопросы Андрею о его службе в армии. Думаю, что он ответит на все интересующие вас вопросы. (Дети с помощью воспитателя задают вопросы)
Примерные вопросы детей к беседе
1. В каких войсках ты проходил службу?
2. Что за нашивки у тебя на рукаве? Что они обозначают?
3. Как называется одежда, которую ты носишь?
4. Кто ухаживает за твоей одеждой или это делает сам солдат?
5. Где хранится одежда у солдата?
6. Чем кормят солдат? Дают ли конфеты, фрукты?
7. Кто готовит пищу, кто убирает посуду?
8. Где спят солдаты в армии? Кто заправляет им кровать?
8. Можно в армии ложиться спать, когда захочешь и сколько хочешь?
9. Делают ли солдаты зарядку? Занимаются ли они спортом?
10. Смотрят ли солдаты телевизор? Где?
11. Можно позвонить домой, поговорить с мамой или нет? А если мама приедет в гости, её пустят?
12. Стрелял ты из автомата? Как он называется? Он тяжелый?
13. Ты был на параде?
14. А какие командиры в армии?
15. Трудно быть солдатом?
После беседы дети рассматривают фотоальбом Андрея и показывают свои физкультурные достижения (отжимаются, маршируют и выполняют повороты). Затем читают стихотворение В. Берестова «Богатыри». Поздравляют с праздником. Дарят открытку, сделанную своими руками.
Встреча ребят с поэтом-любителем п. Курагино З. С. Марьясовой.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с родным поселком, с людьми, которые прославляют свой поселок, с поэтом-любителем земли Курагинской Зинаидой Степановной Марьясовой, её творчеством. Воспитывать любовь к своему поселку и уважение к людям старшего поколения.
Предварительная работа. Экскурсия в парк Победы, рассказ о воине-курагинце А. Петряеве, участие в митинге, посвященном Дню Победы, встреча с тружениками тыла и изготовление для них подарков ко дню Победы, экскурсия в библиотеку для знакомства с героями-изыскателями трассы мужества железной дороги Абакан-Тайшет, рассказ о художнике-курагинце Валерии Георгиевиче Ануфриенко, знакомство и заучивание стихов поэтов-курагинцев.
Изготовление дидактических игр: лото «Мой поселок», домино «Моя малая Родина», мозаика «Собери герб Курагинского района».
Ход встречи.
Воспитатель. Ребята, сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о людях, которые прославляют нашу Родину какими-то делами, достижениями. Но прежде чем это сделать, я бы хотела от вас услышать, что такое Родина? (Высказывания детей).
Воспитатель. Родина – это наш родной дом, это наша улица, по которой мы живём, это наши близкие, наш детский сад, это наш поселок. А называется он как? (Курагино).
Из множества поселков, родных уголков, состоит наша общая великая Родина.
Ребята, а вы любите свой поселок? Как вы понимаете, любить свой поселок, это как? (Высказывания детей).
Воспитатель. Любить свой поселок, это значит трудиться в своём поселке, стремиться к тому, чтобы поселок был чистым, красивым, уютным. А еще это значит прославлять свой поселок своими достижениями.
В нашем поселке есть много замечательных людей, которые прославляют свой посё лок своими достижениями: кто-то спортом, кто-то искусством, кто-то песнями или стихами.
Например. На прошлой неделе я рассказывала вам о художнике, который пишет картины о нашем поселке, о природе, которая нас окружает. Кто помнит его фамилию? (Валерий Георгиевич Ануфриенко).
Талантливые люди есть и в нашем детском саду. Например, к юбилею детского сада наша Ольга Ивановна сочинила стихи про наш детский сад, а Наталья Сергеевна положила эти стихи на музыку и получилась песня, которая вам очень полюбилась и вы её с удовольствием поёте.
А так же, ребята, в нашем поселке есть много поэтов- любителей, которые в своих стихах прославляют наш поселок, нашу природу – красавицу, наши реки и озера, наших людей. И вот сегодня нам представляется возможность встретиться с одним из поэтов земли Курагинской - это Зинаида Степановна Марьясова. (Дети приветствуют аплодисментами).
Посмотрите, ребята, оказывается, такие талантливые люди живут почти рядом с нами. Может кто-то из вас уже встречался с Зинаидой Степановной, потому что она живет недалеко от нашего детского сада по улице Вокзальная.
Зинаида Степановна не только пишет стихи, она еще и большая рукодельница: она вышивает, вяжет, делает очень красивые поделки из бумаги, занимается выращиванием комнатных растений.
Когда-то Зинаида Степановна, как и мы, ходила на работу, а сейчас она пенсионерка и занимается своим любимым делом – пишет стихи.
Воспитатель обращается к Зинаиде Степановне и просит рассказать немного о себе, о своей семье, о детях и, конечно же о том как научилась писать стихи. Во время рассказа Зинаиды Степановны ребята интересуются: сколько ей лет, как зовут её детей и внуков, где она работала, трудно ли писать стихи, писали ли стихи про своих внуков и. т. д.
Свой рассказ Зинаида Степановна сопровождает чтением стихов.
Воспитатель. Зинаида Степановна, когда мы начали знакомить ребят с нашими стихами, то многие из них детям понравились, и они могут рассказать их Вам.
Дети читают стихи.
Моё Курагино.
Кто живет в Казани, кто живет в Орле
Ну а я в Сибири, на Курагинской земле.
Село моё большое, живёт четвёртый век,
Его обоснователем был мудрый человек.
Край ты мой единственный, весь всегда в делах,
Ты зимой таинственный, летом весь в цветах.
То сопки, то долины, намного верст тайга,
Бескрайние равнины, стеной стоят хлеба.
Тут рощи белоствольные, берёзки на подбор,
Там пашни хлеборобные, а там сосновый бор.
А бор для нас богатство, в нем столько ягод и грибов,
Отнесись к нему по-братски, он угостить всегда готов.
Вьётся лентой синею река моя Туба,
Калиной да рябиною, украсив берега,
Водичкой родниковою напоит, ободрит,
А если снасть толковая, то рыбкой угостит.
Построена дорога скорым поездам,
Едет людей много по новым адресам.
Я буду жить здесь до победы, своим внукам накажу:
«Здесь жили прадеды и деды, и всем я этим дорожу!»
Снегири.
Мама, мама, глянь в окошко,
Сколько снега намело,
А на нашей клумбе много
Цветов красных расцвело.
Улыбнулась мама дочке:
«хорошенько посмотри,
Это вовсе не цветочки.
Это птички снегири».
В лесу с мамой.
Солнышко сияло над лесной поляной,
По тропинке узкой мы шагали с мамой.
На траве роса сверкала серебром,
И цветы красивые цвели кругом.
Никогда не видела такой я красоты,
Какие здесь высокие деревья и кусты.
Повсюду аромат от ягоды лесной,
Мне весело и радостно, мамочка, с тобой.
Много сладкой ягоды набрала в лукошко.
Угощу я братика, сама поем немножко.
Видела я белочку на большой сосне
Она, такая милая, улыбалась мне.
Главное-то, мама меня научила,
Что в лесу сегодня я с эхом говорила.
«Здравствуй, здравствуй, эхо»! - я ему кричала,
А оно чуть тише, но также отвечало.
Долго мы гуляли, ножки так устали,
Под густою елью мы с мамой отдыхали.
Румяной красавицей пришла ты к нам, весна.
И людям очень нравятся привычные дела.
Бежит, весной разбуженный веселый ручеёк,
С утра до ночи радостно наполненный денек.
И птицы красноперые летают тут и там.
Для них давно готовые, уютные места.
Встреча заканчивается вручением детьми подарка, сделанного своими руками и фотографией на память.
Беседа об экскурсии в Краеведческий музей.
Задачи:
1. Расширять знания детей о родном поселке, его культурных и исторических ценностях.
2. Закрепить знания детей о быте и жизни жителей посёлка в минувшее время.
3. Воспитывать любовь к родному посёлку, родной природе, оберегать чистоту и красоту родного края.
Ходбеседы.
Чтение стихотворения З. С. Марьясовой «Моё Курагино».
Моё Курагино.
Кто живет в Казани, кто живет в Орле
Ну а я в Сибири, на Курагинской земле.
Село моё большое, живёт четвёртый век,
Его обоснователем был мудрый человек.
Край ты мой единственный, весь всегда в делах,
Ты зимой таинственный, летом весь в цветах.
То сопки, то долины, намного верст тайга,
Бескрайние равнины, стеной стоят хлеба.
Тут рощи белоствольные, берёзки на подбор,
Там пашни хлеборобные, а там сосновый бор.
А бор для нас богатство, в нем столько ягод и грибов,
Отнесись к нему по-братски, он угостить всегда готов.
Вьётся лентой синею река моя Туба,
Калиной да рябиною, украсив берега,
Водичкой родниковою напоит, ободрит,
А если снасть толковая, то рыбкой угостит.
Построена дорога скорым поездам,
Едет людей много по новым адресам.
Я буду жить здесь до победы, своим внукам накажу:
«Здесь жили прадеды и деды, и всем я этим дорожу!»
Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?
- Чем знаменита наша малая Родина? Какие достопримечательности вы знаете?
- Ребята, а давайте представим, что к нам в посёлок приехали гости, куда бы мы пошли с ними и чтобы вы им показали?
Мы с вами ходили недавно на экскурсию. Куда? (краеведческий музей)
Что мы видели интересного по дороге в Краеведческий музей? (Проезжали мимо школы, железнодорожного вокзала, ехали через железнодорожный переезд и выехали на улицу Партизанская. По дороге видели много разных домов. Доехали до Парка Победы и оттуда пошли пешком до Музея.
- Что видели возле здания музея? (рядом с Музеем находится Дом детского творчества).- Кто встречал в музее нас? (Экскурсовод)
- О чем рассказывала вам экскурсовод? (об убранстве сельского дома, о мебели, об утвари, об обычаях).
- Как назывался раньше дом, в котором жили люди? (Изба).
-Как называли комнату? (Горница)
-Чем в ней занимались крестьяне? (Готовили еду, корм скотине, ели, занимались рукоделием, спали, нянчили детей, встречали гостей).
Игра "Назови предметы в избе, с помощью загадок " (лавка, печь, чугун, крынка, ухват, коромысло, самовар, половики, самовар)
Физминутка: «У Маланьи у старушки»
Ребята, а сейчас давайте решим кроссворд. Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать и заполнять пустые клетки.
Решение Кроссворда.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1 Как называется предмет, который ставили в печь для нагревания воды? 2. Этот предмет использовали для освещения в тёмное время суток. 3. С помощью этого предмета носили воду на плече из колодца или с реки. 4. В неё наливали молоко после того, как подоят корову? 5. как называются домотканые дорожки? 6. Кроватка, в которой качали младенцев?
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Комната, в которой занимались рукоделием.
-Что мы увидели в другом зале Музея? (Экспонаты животного мира нашего района).
-Каких животных мы видели? (медведя, зайцев, лису глухарей, Куропаток, уток, сову, косулю. А так же разных рыб, которая водится в реках и озерах нашего района).
Понравилось ли вам в музее? Что больше всего запомнилось? (ответы детей). Нарисуйте то, что вам понравилось.