Светлана Безрукова
Программа кружка «Приобщение детей к национальной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи кружка :
- Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;
- Учить видеть историю вокруг себя;
- Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятия ее красоты и многообразия.
Тема занятий Задачи
Посещение «мини-музея» в детском саду.
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» (печка).
«История дымковского, каргопольского промысла».
«Городец и золотая хохлома».
«Гжель».
Публикация «Программа кружка „Приобщение детей к национальной культуре“» размещена в разделах
«Матрешка в жизни ребенка».
«Валенки, валенки, не подшиты стареньки».
«Бабушкины рецепты русских снадобий для лечения».
«Мастерская народных умельцев» (дидактическая игра).
«Рождество» 7 января
«Бояре, а мы к вам пришли» (играем в свадьбу).
«Сватовство».
«Девичник».
«Татьянин день в детском саду» (25 января).
«Русский национальный костюм».
«Мой веселый звонкий мяч».
«Висит груша - нельзя скушать» (лампочка).
«Путешествие по русским народным сказкам».
«Для чего нужны дома»
«Волшебный шнур».
«Путешествие в страну Волшебной прялки».
«Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита» (книга).
«Хлеб – всему голова».
«Колокольный звон»
«Гори, солнце, ярче! Масленица – блиноед!» (март).
«Русский фольклор».
«Многообразие народов России».
«Игрушки детей от древних до современных».
«Кукольная страна».
«Путешествие в прошлое посуды».
«Путешествие в царство часов». Посетить мини-музей в детском саду. Познакомить с назначением предметов домашнего обихода.
Познакомить детей с предметами старинного быта, орудиями труда, не представляющей собой исторической и культурной ценности для искусствоведов, но обладающие мощным обучающим потенциалом.
Познакомить с декоративно-прикладным искусством –дымкой, каргопольским промыслом.
Познакомить детей с видом народного декоративно-прикладным искусства- хохломской росписью и Городцом.
Познакомить детей с «синими цветами гжели». Показать красоту, необычайность, сказочность этой росписи.
Познакомить детей с новым видом народного искусства – народным промыслом по изготовлению матрешек.
Познакомить детей со старинным народным промыслом- валянием валенок. Объяснить из чего делали войлок и где он еще использовался.
Расширить представление детей о народной медицине. Познакомить с простым способом приготовления снадобья –отваром лекарственных трав.
Игра научит детей распознать особенности изделий и узоров, характерных для традиционных народных промыслов.
Познакомить детей с русскими традициями о праздновании Рождества в деревнях – с колядками и запевками.
Познакомить детей со старинным обрядом, повторяющимся из поколения в поколение - свадьбой. Объяснить, что в традиционным обществе человек становился полноценным членом общины только женившись.
Рассказать, что предшествовало свадьбе – сватовство. Познакомить с его обрядом.
Объяснить, что после сватовства девушки собирались на девичник - последние посиделки перед свадьбой.
Рассказать, что традиционно Татьянин день считается праздником студенчества. Однако свои именины в этот день отмечают все Татьяны независимо от возраста.
Познакомить детей с одеждой прошлого, вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.
Сформировать у детей знание о том, каким был мяч в древности, поднять эмоциональное настроение.
Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета.
Рассказать детям, что такое сказка, какие сказки бывают (бытовые, волшебные, о животных).
Пополнить знания детей о конструкциях домов, продолжить знакомить с различными строительными материалами.
Научить детей ориентироваться в прошлое и настоящем предметов, облегчающих труд в быту мам и бабушек, подвести к пониманию того, что человек стремился с помощью этих предметов облегчить свой труд.
Вызвать интерес у детей к прялке, к истории ее создания, познакомить с назначением прялки.
Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека.
Расширить у детей знания о том, как хлеб «приходит» к нам в дом. Сколько людей трудится для того, чтобы мы были с хлебом на столе.
Формировать представление о церквях и храмах, колокольных звонах.
Рассказать, что на масленицу, по народной примете, зима весну встречает, а сама со своего хотенья только потеет. Масленица слывет самым веселым, предвесенним праздником.
Познакомить детей с русским народным фольклором – песенками, прибаутками, потешками, пословицами.
Познакомить детей с тем, что нашу страну населяют народы разных национальностей. Все они когда – то составляли 15 союзных республик. Дать представление о них.
Рассказать детям о происхождении игрушек, материалах, использующих для изготовления игрушек.
Развить ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы.
Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Познакомить детей с видами часов, вызвать положительный эмоциональный отклик.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Пословицы и поговорки:
- Когда в печи жарко – тогда и варко;
- Любить тепло – дым терпеть;
- Что есть в печи- все на стол мечи;
- Не красна изба углами, а красна пирогами;
- Умей в гости звать, умей и угощать;
- Дом вести - не бородой трясти;
- Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор;
- Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре;
- От мытья частого тело живет;
- Баня без пара – что щи без навара;
- Пар костей не ломит;
- В бане веник дороже денег;
- Что в поле не родиться – все в доме пригодиться.