Cветлана Сандакова
Опыт работы «Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальное развитие.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности и, разрабатывая образовательную программу по музыке, мы руководствовались обучающими, развивающими и воспитательными задачами, которые воспитывали бы в детях чувство патриотизма. Для решения этих задач были задействованы все виды музыкальной деятельности и использовались такие формы работы, как музыкальные занятия, беседы, разнообразные проекты, интегрированные занятия, концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, творческие встречи и др.
Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальное развитие“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Большое внимание уделяли подбору музыкального материала, так как именно правильно выбранное музыкальное произведение способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор, а разнообразие форм музыкальной деятельности оказывают неоценимое положительное воздействие на поведенческие реакции ребенка.
Многолетней традицией в нашем детском саду стало проведение патриотических праздников «День защитника Отечества», «День народного единства», «День Победы», и др.
Без вовлечения родителей в образовательный процесс не может быть успешной работы. Мы стремимся свои праздники построить при их активном участии. Это сотрудничество вызывает у детей гордость за своих мам и пап. Праздничное настроение и эмоциональный комфорт объединяют детей и взрослых. От нас зависит, какими будут наши дети, что они возьмут с собой из детства во взрослую жизнь. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с музыкой.
Мама самый близкий, дорогой человек, именно с этого и начинается познание Родины. Очень верно подметил русский писатель Ю. Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери». На праздник «День матери» приглашаем всех мамочек, стараемся внимательней отнестись к многодетным матерям. Дети показывают концерт: танцуют, рассказывают стихи, поют песни о маме, готовят подарки. Все это укрепляет теплые чувства к матери.
Особое значение в рамках патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», «Будем в армии служить», «Есть такая профессия». Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Стало традицией на этот праздник приглашать летчиков, курсантов и солдат из воинской части. Гости с удовольствием смотрят концертные номера, играют в игры вместе с детьми и участвуют в соревнованиях. Дети очень любят, когда приходят гости. В нынешнем году на праздник был приглашен ветеран ВВС Мартынов Вадим Константинович. Свой рассказ о боевых подвигах летчиков во время ВОВ он сопровождал показом моделей самолетов из своей огромной частной коллекции, изготовленной им самим. Выставка моделей самолетов вызвала огромный интерес и оставила в душах ребят неизгладимые впечатления.
Наиболее важным аспектом в патриотическом воспитании является тема Великой Победы. Здесь мы раскрываем детям величие подвига советского народа, знакомя их с песнями военных лет. События войны принадлежат истории, но использование мультимедийных средств дает возможность перенестись в те далекие годы, одновременно эффективно воздействуя на эмоции и чувства участников и зрителей, позволяют донести сведения о массовом героизме на фронтах Великой Отечественной Войны.
Сильное воспитательное воздействие на детей оказывает участие в празднике ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны. Тем самым мы прививаем детям уважение к ветеранам, восстанавливая связь поколений. Мы даем детям возможность увидеть и услышать героев войны. Стоит ли говорить, какую радость ветеранам доставляет присутствие на празднике, детское внимание и неподдельный восторг, возможность рассказать о себе и своей жизни. В их устах события войны приближаются, становятся реальными.
В нашей Республике живут представители многих национальностей. Сохранение дружбы и межнационального согласия является приоритетом постоянной заботы всего общества. Основы в решении этой задачи закладываются уже в детском саду. С учетом этих особенностей строится учебно-воспитательный процесс в нашем дошкольном образовательном учреждении. Он направлен на воспитание у детей взаимного уважения к национальным особенностям, культуре, традициям представителей всех народов нашей Республики, на воспитание толерантности, чувства гордости за принадлежность к многонациональной семье народов России. На этой прочной основе рождается любовь к своей малой Родине, к своему Отечеству. Эту тесную связь, единство со всеми нациями и народностями России и вместе с тем самобытность, своеобразие культуры, традиций мы показываем при проведении ежегодных мероприятий, посвященных Дню образования Республики Адыгея и Дню адыгейского языка и письменности, на совместных творческих встречах с учениками ЧУОО «Православная гимназия», с детьми кружка казачьей песни «Горошинки» МБДОУ № 57. Тем самым наш детский сад стремится приобщать детей к культурам разных народов, проживающих в России.
Хочется отметить некоторые проекты, которые особенно удались в плане воспитания нравственно – патриотических качеств у старших дошкольников.
Проект «День народного единства» направлен на всестороннее развитие детей и воспитание патриотических чувств. В рамках проекта предполагается проведение подготовительных бесед, занятий, конкурса рисунков, спортивно-развлекательных мероприятий, и в завершении – праздник. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать знания детей об истории праздника, об истории своей Родины, о дружбе между народами, о патриотизме и гражданской ответственности.
Итоговый праздник «День народного единства» проходил в музыкальном зале. Присутствовали приглашенные гости. Дети читали стихи, отвечали на вопросы, пели, танцевали, смотрели танцы народов России, слушали гимн РФ, внимательно и с интересом слушали гостей, а в конце праздника вручили гостям подарки, сделанные своими руками.
По уже устоявшейся доброй традиции, весь коллектив и воспитанники ДОУ № 55, принимаем активное участие в ежегодной Городской благотворительной акции «Весенняя неделя добра», в ходе которой с большой концертной программой выступаем в ГБУ РА (Республиканском доме интернате для престарелых и инвалидов) и в Филиале № 3 Военного госпиталя Минобороны России № 419, где нас всегда с нетерпением ждут и очень тепло принимают, а детям-артистам обязательно готовят подарки. Давняя дружба связывает детей и сотрудников нашего учреждения с членами Союза инвалидов- колясочников РА «Возрождение». Очередная встреча с ними состоялась в Городском Доме Культуры «Гигант», на которой много говорилось о светлом, позитивном компоненте этой дружбы, обсуждались планы на будущее, а в заключение силами детей и сотрудников ДОУ № 55 в зале ГДК был дан концерт, в котором прозвучали любимые песни наших друзей, с воодушевлением исполнены танцы и инсценировки. Дети всегда очень серьезно и ответственно готовятся к таким мероприятиям, с огромным желанием разучивают слова песен, движения танцев, стихи, становятся собранными, подтянутыми, забывают о баловстве. Огромную помощь оказывают родители участников: готовят костюмы, предоставляют транспорт для поездок, следят за очередностью концертных номеров. Без их поддержки наша работа не была бы столь эффективна.
Использование инновационных форм и методов работы с детьми : проектная деятельность, мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми, и т. д. способствуют познавательной деятельности воспитанников и улучшению усвоения изучаемого материала. Результатом этой работы явились позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. Полученные знания, умения и навыки детей, становятся надежной основой в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего воспитывать детей с детства.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
2. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - Москва. Мозаика-синтез 2014г.
3. Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005
4. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
5. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
6. Урмина И. А., Данилина Т. А., Инновационная деятельность в ДОУ, М., 2016г.
7. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке ответственность? - М., 2010