назаренко екатерина
Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников
[/b]
Патриотическое воспитание - основа формирования личности гражданина и патриота.
Цели и задачи, основные направления:
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация патриотического воспитания.
Публикация «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации: воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России.
Гражданственность как черта личности отражает в себе:
1. Внутреннюю свободу и уважение к государству.
2. Любовь к Родине и стремление к миру.
3. Чувства собственного достоинства.
4. Проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности, социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитании ребенка.
Чувство патриотизма и юного гражданина, это не только результат знаний о своем отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становиться регулятором его поведения.
Цель гражданско-патриотического воспитания - это создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками,мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь образовательный процесс, пронизывает все структуры. Ее достижения становятся достигаемы при решении следующих задач:
1. Повышения качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания.
2. Развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий.
3. Формирование ответственности, гражданской активности, стремление к самореализации.
4. Воспитание толерантности
5. Формирование чувств гражданского долга.
6. Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания :
1. Духовно-нравственное направление включает:
- осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений в реальной жизни
- способность руководствоваться высшими ценностями в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности
2. Историко-краеведческие направления основываются на системе мероприятий, направленных на познание историко- культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирования гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
3. Гражданско-правовое направление - это система мероприятий, направленная на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий, процессов в обществе и государстве,гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, воспитание уважения государственной символике.
4. Социально-патриотическое направление - предлагает активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирования активной жизненной позиции, проявления чувства благородства и сострадания, проявления заботы пожилого возраста.
5. Военно- патриотическое направление - направление ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, военных традиций.
6. Спортивно - патриотическое направление - способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятия физической культурой и спортом, формированию опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
7. Культурно-патриотическое направление - предполагает развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомству с обычаями и традициями русского народа.
Педагогические основы патриотического воспитания.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого любовь и преданность к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства, интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к традициям земляков, а главное они помогут учащимся на доступных примерах близких понять сущность и полноту патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Дефицит моральных ценностей и пренебрежение моральными нормами становится повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Воспитание патриотизма - важнейшая педагогическая задача нашего времени.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста-одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу, родной стране. В чем проявляется патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это - результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувства восторга и гордости.
Но никакие знания не дадут положительного результат, если воспитатель сам не будет восторгаться страной, своим народом,своим городом.
"В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придам, не может заменить личности в деле воспитания" - эти слова К. Д. Ушинского в полной мере относятся к воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, но и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий. На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования.
Каждое занятие должно проводиться с использованием наглядного материала. Воспитатель подбирает его, исходя из тех возможностей, которыми он обладает: что-то заменяет, добавляет что-то свое.
Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу. Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый ребенок это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.
При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, воспитателю приходиться многое им рассказывать. От того, как он следует, зависит, воспринимает ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще. Если приведенные в пособии рассказы почему-либо не удовлетворяет воспитателя он может составить свой рассказ, но при этом необходимо помнить следующее:
1. По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, слайды, репродукции картин, различные схемы, рисунки мелком на доске и др.
2. Составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
3. Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, то следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями: дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.
4. В процессе знакомства детей с достопримечательностью родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях.
В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать целевые прогулки экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнит, что на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.
Знакомя детей с родным городом и с родной страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызывать в детях только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть: желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя. Посадить возле дома цветы, чтобы он стал красивее,не сорить и многое другое. Воспитатель должен научить детей замечать вокруг положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы уделяем большое внимание комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
1. «Вместе дружная семья»
2. «Детский сад»
3. «Труд взрослых»
4. «Родной город»
5. «Родная страна»
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
- специально организованные занятия
- беседы
- наблюдение
- чтение художественной литературы
- сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры
- тематические праздники
- целевые прогулки, экскурсии
«Вместе дружная семья»
В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с детьми о маме. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность детей в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Воспитатель объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.
В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи - папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагает принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.
«Детский сад»
В начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий – это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки.
Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада - воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том, что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.
«Труд взрослых»
Детей младшей группы, прежде всего, знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Знакомят также с трудом медицинской сестры, повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом шофера, дворника. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение. Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям. За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.
«Родной город»
Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома. Воспитатель обращает внимание на то, что домов много, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. В течение года воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседует с детьми после праздников, обращает их внимание на красиво украшенный город. К концу года дети запоминают название родного города.
«Родная страна»
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшает группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны. Воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, рассматривает их вместе с детьми, восхищаясь красотой различных пейзажей, сообщает детям название страны и часто его повторяет. Ненавязчиво воспитатель знакомит детей с культурой своего народа: рассказывает казахские народные сказки, играет в народные игры, читает и разучивает народные потешки, рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал казахский народ. В конце года дети начинают различать понятия «город» и «страна», запоминают их названия.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры и традиций
Приобщение детей к народной культуре так же является средством формирования у них патриотического чувств и развития духовности.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будь патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувства любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. В приобщении детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры выделяются следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и многое другое). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду. ю восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должно отводится народным праздникам и традициям. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным в изобразительным искусством.
Цель приобщения детей к истокам русской народной культуры состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.