Надежда Чалкова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Н. В. Чалкова, воспитатель
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
МБ ДОУ НГО Д/ c №16 «Светлячок», п. Лобва
Патриотическое воспитание сегодня одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Проектная деятельность - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину, малую Родину [1].
Обычно, дети дошкольного возраста, не задумываются о том, что маленький поселок, в котором они живут, это их малая Родина. Не знают его историю, достопримечательности, поэтому одним из проектов по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, стал проект «Моя малая Родина – поселок Лобва» [2].
Воспитание любви и уважения к родному, является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего поселка надо знать его историю. Поэтому целью проекта стало – воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, гордость за место, где они родились и живут, за малую Родину. Задачи были определены такие: формировать чувство любви к родному поселку, интерес к прошлому и настоящему родного края; развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, поселку; развивать бережное отношение к поселку (достопримечательностям, культуре, природе); создавать эмоциональное настроение у детей, оставить яркое впечатление от рассказов, бесед и прогулок.
В проекте принимали участие дети, педагоги и родители. В подготовительном этапе проекта прошла работа по составлению предварительного плана работы, анкетирование родителей по патриотическому воспитанию детей в семье [3], подбор литературы, иллюстраций, стихов, рассказов, загадок, пословиц.
К основному этапу проекта были привлечены родители детей (посещение вместе с детьми некоторых объектов поселка, их фотографирование, сбор информации); чтение литературы, рассматривание иллюстраций, рисование рисунков, проведение бесед с детьми, экскурсии к родникам и памятникам п. Лобва. Работая по составленному плану, мы с детьми ходили на экскурсии в районе детского сада. Посещали памятники, родники, колодцы. Ходили в парк, рассматривали местную растительность.
Заключительным этапом проекта стало предоставление информации о поселке Лобва. Каждый ребенок со своими родителями, рассказывали об одном из объектов поселка, о его создании или постройке, времени существования и о предназначении. Данную информацию родители с детьми собирали сами и предоставляли мне. По их работе была создана презентация с фотографиями [4].
По окончании данного проекта, который длился десять недель, дети имели представление о поселке, в котором живут, знали его историю возникновения и его достопримечательности. Проявляли интерес к родному краю, которые нашли отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах и фотографиях.
В настоящее время, считаю, что данный проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считается важным, и зачастую вызывает у родителей лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателей особого внимания и чуткости к каждому ребенку, чтобы воспитать достойного человека –гражданина России.
Список используемой литературы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/26/anketa-dlya-roditeley-nravstvenno-patrioticheskoe]https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/26/anketa-dlya-roditeley-nravstvenno-patrioticheskoe
2. - https://sadik16.ucoz.net/chalkova/moja_malaja_rodina.pdf
3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/26/anketa-dlya-roditeley-nravstvenno-patrioticheskoe]https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/26/anketa-dlya-roditeley-nravstvenno-patrioticheskoe
4. - https://sadik16.ucoz.net/chalkova/proekt_lobva_compressed.pdf
5. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработка тематических занятий и сценарии мероприятий. Авторы – составители: Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Издательство Учитель, 2007
6. С чегоначинается Родина? (Опыт – работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондырской. – М. : ТЦ Сфера, 2004