Компанейцева Ирина
Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников посредством использования проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников посредством использования проектной деятельности с детьми и родителями» (обобщение результатов краткосрочного проекта по реализации регионального компонента «Донская сторона – Дон батюшка!»)
Публикация «Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников посредством использования проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Этот проект был реализован на базе групп старшего дошкольного возраста и несмотря на короткий срок реализации (с марта по май 2024 года) насыщен мероприятиями и охватывает все направления развития дошкольников.
Формирование исторической и экологической культуры дошкольников Дона становится приоритетным направлением в педагогической практике.
Так, В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 17.05.2023 № 342 в Ростовской области даже установлен день реки Дон, который отмечается ежегодно в третью субботу мая в рамках Всероссийской акции «Вода России». Да и исторически культурное наследие нашего донского края неотрывно связано с великой рекой Дон.
Поэтому в этом году мы решили уделить особое внимание изучению главной реки нашей малой родины – реке Дон. Итак, наш проект :
Название проекта «Донская сторона – Дон батюшка».
Участники проекта : зам. заведующего по ВМР, муз. руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, родители, воспитанники старшей и подготовительной к школе группы. (Это члены творческой группы муниципальной опорной площадки)
Вид проекта : познавательно - исследовательский, творческий, краткосрочный.
(март-май 2024г.)
Цель проекта : расширение знаний у детей о реке Дон, как экологическом, культурном и историческом наследии малой родины через взаимодействие с родителями воспитанников и сотрудничество с учреждениями социума
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес к изучению реки Дон, познакомить с историей, легендами, сказками;
2. Воспитывать осознанно-бережное отношение к природным ресурсам;
3. Привлекать семьи воспитанников к сотрудничеству в вопросах экологического и культурного воспитания дошкольников.
4. Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности и интерес к театрализованной деятельности. 3
Мы предполагаем:
Что дети
• Знают, что река Дон является частью исторически культурного наследия нашего донского края;
• Овладевают знаниями о флоре и фауне донских степей; пытаются контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда природе.
• Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, развиваются творческие способности в любой области, что способствует развитию интегративных качеств личности.
А родители
• Знают, что река Дон является частью исторически культурного наследия нашего донского края;
• Овладевают знаниями о флоре и фауне донских степей; пытаются контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда природе.
• Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, развиваются творческие способности в любой области, что способствует развитию интегративных качеств личности.
Проект традиционно содержит три этапа:
1. Подготовительный (март 2024г.)
2. Основной (апрель-май 2024г.)
3. 3. Заключительный (май 2024г.)
На первом этапе мы:
Обозначили актуальность и тему будущего проекта.
- провели анкетирование родителей и детей.
- собрали информацию перед реализацией проекта.
Подобрали аудиотеки, настольно-дидактически игры,
Тематические иллюстрации
Подобрали художественные произведения, пословицы, народные песни, адаптированные сказки.
Составили план работы и написали проект.
На основном этапе мы проводили мероприятия опираясь на основные направления развития ребенка:
Познавательное развитие: провели ряд занятий, познакомив ребят со свойствами воды, с главной рекой казаков, проводили беседы о значении реки в жизни людей, растений, животных, просматривали презентации и читали рассказы, способствующие воспитанию чувства гордости за свой край, свою малую Родину. Также провели ряд опытов для развития у детей экологических представлений и познавательного интереса.
Художественно-эстетическое развитие:
На занятиях продуктивными видами деятельности учились закреплять умение детей применять знакомые приемы в художественном творчестве при воплощении идейного замысла по теме проекта.
Также слушали казачьи народные песни в исполнении ансамбля «Забава». «Любо мне, когда Дон разливается», «Как за Доном, за рекой».
Просматривали танцевальные казачьи номера из репертуара фольклорного кружка «Казачата из детсада».
Речевое развитие: Знакомились с казачьим фольклором, слушали пословицы, поговорки, рассказы и сказки, отгадывали загадки.
Ну и какое же детство без игры, наши ребята на протяжении реализации проекта с удовольствием играли в знакомые и разучивали новые казачьи игры и игры для формирования экологической культуры.
П/ и: «Ручеек», «Караси и щука», «Ходит капелька по кругу», «Лягушки и цапля».
Д/и «Кому нужна вода, а кому полянка»
«Небо. Земля. Вода», «Расшифруй названия рыб»,
-«Пищевые цепочки»,
- «Кому нужна вода» (1 вариант с карточками профессий, 2 вариант – животный и растительный мир,
- «Хорошо – плохо».
Игры-драматизации «Сказки Тихого Дона»
Игры LearningApps.org (ленинепс)
Как мы знаем проектная деятельность предполагает обязательную работу с родителями. Наши родители, начиная с первого этапа проекта были нашими активными помощниками и благодарными зрителями.
Они подготовили фотопрезентации и рисунки по темам «Воскресный отдых у воды», «Бережем природу!». Пополнили предметно-развивающую среду групп пособиями и костюмами.
Разучивали с детьми пословицы и поговорки по теме проекта, принимали активное участие в акциях «День Воды!», «День Земли!».
А в конце проекта ребята организовали для них показ театральных постановок «Аннушка и ее коровушка», «Как казак счастье искал»
Также наш проект предполагал взаимодействие с социумом.
Активное взаимодействие у нас получилось с профессиональными театрами по реализации регионального компонента, причем мы могли наблюдать преемственность: сначала нам сказки Тихого Дона показывал Ростовский театр кукол, потом педагоги с помощью театральной постановки показали казачьи сказки нашим воспитанникам, а потом сами ребята придумали и драматизировали сказку про казаков для родителей.
Также были проведены две Творческие встречи в формате «Педагоги-Дети-Родители» на базе Детской библиотеки. В рамках конкурсного движения в нашем проекте приняли участие и учреждения ближайшего социума (МБУК ДО ДДТ, МБУК ДО ДК мкр. Донской)
Данная работа помогает привлекать внимание к сохранению уникальной экологической системы бассейна реки Дон, к культурному наследию, ценностям и традициям народов, проживающих на берегах реки Дон
На заключительном этапе мы транслируем результаты проекта для родителей на родительских собраниях и в публикациях наших соцсетей и для коллег на заключительном занятии нашей опорной площадки. В результате наша предметно-пространственная среда групп пополнилась:
-набором природосберегающих знаков;
-картотекой опытов и экспериментов с водой;
- электронной картотекой2 для педагогов «Тихий Дон от А до Я»;
- картотекой игр-драматизаций «Сказки Тихого Дона»
На следующих слайдах представлен фотоотчет этапов реализации проекта. (комментирует сама по слайдам)
Результаты:
• У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов, о важности сохранения хрупкого мира природы своей малой родины
• Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
• У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети стали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно- следственные связи, делать оценку влиянию и деятельности человека на природу).
• У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети стали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно- следственные связи, делать оценку влиянию и деятельности человека на природу).
• Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании детей, увеличился интерес к сотрудничеству с детским садом в реализации регионального компонента.