Валентина Коморная
Патриотический проект «Герои моей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотический проект «Герои моей семьи»
Актуальность:
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с дошкольниками.
Публикация «Патриотический проект „Герои моей семьи“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
Патриотизм -сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.
Цель проекта : знакомство с историческими фактами военных лет и формирование чувства любви к малой Родине, к своим родным и близким.
Задачи проекта : дать представление о значении Победы своих земляков и родных в Великой Отечественной войне; знакомство с историческими фактами военных лет; воспитание патриотизма у воспитанников в тесном сотрудничестве с родителями; обогащение и развитие словарного запаса у детей.
Вид проекта : познавательный, социально-коммуникативный, продуктивный
Длительность проекта : 2 недели
Участники проекта : воспитатель, дети, родители
Предполагаемые результаты:
Реализация проекта «Герои моей семьи» способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны; тесному сотрудничеству педагогов и родителей (законных представителей) в патриотическом воспитании дошкольников
План реализации проекта
Образовательные области Виды деятельности
Работа с детьми Работа с родителями
Речевое развитие *Непосредственная образовательная деятельность «Поэтические строки о войне»
* Неорганизованная деятельность: чтение художественных произведений о войне и беседы по прочитанным произведениям.
*Рассматривание иллюстрация про войну
*Разучивание и чтение стихов о войне *Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания дома.
(Приложение №1)
Познавательное развитие *Ознакомление с историческими событиями Великой Отечественной войны в организованной и неорганизованной образовательной деятельности
*Ознакомление с жизнью родных и близких в годы войны.
*Выставка художественных произведений о войне
*Экскурсия к памятнику Героям Великой Отечественной войны *Участие в тематической выставке «Герои нашей семьи»
Социально-коммуникативное развитие *Сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Военный госпиталь»
*Дидактические игры «Военные профессии», «Военная техника» * Информационные листы:
Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников в семье
(Приложение №2)
«Что читать детям о войне»
(Приложение№3)
Художественно-эстетическое развитие *Выставка рисунков детей на тему «Была война»
*Оформление папки-раскладки «Никто не забыт - ничто не забыто»
Физическое развитие *Тематическое занятие «День Победы» (Приложение №4)
Тематическая выставка «Герои нашей семьи»
«Мы - защитники России - мой дедушка, мой папа и я!»
Ознакомление с историческими событиями Великой Отечественной войны в организованной и неорганизованной образовательной деятельности
Экскурсия к памятнику Героям Великой Отечественной войны
Приложение №1
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание в нашей семье»
1. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка?
Подчеркните: да, нет, не знаю.
16-да
2. Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у дошкольников? Подчеркните: семья, школа, общество, никто.
12-семья, школа. 4-семья, общество
3. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?
16- доброту, любовь к родителям, близким, к Родине
4. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?
16-Рассказы о дедушке и бабушке, показ фотографий близких.
5. Есть ли у Вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для Вашего ребенка?
16-Есть семейные фотографии, альбомы, где дети узнают о жизни своих близких
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
16-очень актуальна. Дети узнают о прошлом своих близких людей и учатся любить их и ценить.
7. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
16-следует
8. Существует ли в вашей семье семейное предание (легенда, памятное воспоминание? Расскажите о нем. ?
12-есть памятное воспоминание о дедушке и бабушке
Спасибо за Ваши ответы.
Приложение №1
Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников в семье
1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)
7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения : «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
Приложение №3
Что читать детям о Великой Отечественной войне.
Память о прошедшей войне мы храним в наших сердцах! И, конечно, все что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы и гордиться своей Родиной и своим народом. Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят. В группе детского сада мы беседовали с детьми о блокаде Ленинграда, войне и Дне Победы, городах-героях. Я была рада, что такие важные темы бесед вызывают у детей эмоциональный отклик. Их души открыты добру, милосердию и состраданию!
Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. И очень хочется пожелать родителям ознакомить ребят с замечательными книгами о Великой Отечественной войне:
• С. П. Алексеев. Рассказы из истории Великой Отечественной войны. Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы - "Рассказы о великой Московской битве"; о смертельной схватке с врагом за Сталинград, где была окружена и разгромлена 330-тысячная армия гитлеровцев. - "Рассказы о великом сражении на берегах Волги"; третью часть книги составили "Рассказы о Берлинском сражении; штурме Берлина и полной нашей победе".
• С. М. Георгиевская С. Галина мама. Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести. Она невелика - в ней всего несколько страничек, и тем не менее это настоящая повесть с двумя пересекающимися сюжетными линиями. Одна линия мамина: молодая женщина, чертежница, оставив в эвакуации, в Куйбышеве, маленькую дочку Галю с бабушкой, добровольно уходит в армию. Ее направляют на дальний Север, и там она получает приказ быть связисткой при штабе флота. Однажды со срочным пакетом ее посылают в боевую охрану Рыбачьего полуострова. В тундре под ней убили лошадь, ее ранили, в довершение всего она отморозила руки, и все же пакет был доставлен по назначению. Другая линия Галина. Сначала рассказано о том, как Галя дружила со своей молодой, веселой мамой, как им весело было вместе в красивом городе Куйбышеве. Потом Галино горе: поезд увез маму на войну. После ранения маму отправили в госпиталь, в Москву, Галя и бабушка тоже приехали туда, чтобы ухаживать за мамой. Отмороженные руки не слушались маму - и Галя кормила ее с ложечки. Когда Галина мама выписалась из госпиталя, ее вызвали в наградной отдел и наградили орденом Отечественной войны. Мамины руки, висящие на перевязи, еще не могли принять награду - и военный вручил коробочку с маминым орденом Гале.
• Ю. П. Герман. Вот как это было.
Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.
• В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы").
Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
• А. М. Жариков. Смелые ребята. Максим в отряде.
Юнбат Иванов.
Мальчик Витя живет в блокадном Ленинграде. Он отлично знает, что такое голод, холод, бомбежки. Отец, приехавший навестить семью, решает взять тяжело больного мальчика с собой на батарею.
• Л. Кассиль. Рассказ об отсутствующем.
Это одно из самых первых произведений советской литературы, запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, отдавшего свою жизнь для спасения жизни других людей. Рассказ написан на основе настоящего события, о котором говорилось в письме, присланном в Радиокомитет. Лев Кассиль работал тогда на радио и, прочитав это письмо, сразу написал рассказ, который вскоре был передан в эфир и вошел в сборники рассказов писателя "Есть такие люди", "Обыкновенные ребята" и др.
У классной доски.
В маленькую деревенскую школу приходят фашисты и требуют от ребят показать им расположение партизанского отряда… Обыкновенные ребята.
Сборник рассказов, выпущенный в годы войны. О повседневном героизме не только взрослых, но и детей.
Твои защитники.
Сборник маленьких рассказов об армии и войне, написанных в 1942 г.
Отметки Риммы Лебедевой.
Поучительный рассказ о школьной учебе эвакуированной девочки.
• В. А. Осеева. Андрейка.
О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
Три сына.
Маленькая зарисовка о войне и победе.
• К. Г. Паустовский. Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
• Ходза Н. Надо спасать детей! Детей увозят в тыл. (в кн. "Дорога жизни".)
Рассказы о легендарной Дороге жизни в блокадном Ленинграде.
• Шишов А. Лесная девочка.
Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
• Яковлев Ю. Как Сережа на войну ходил.
Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка. погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит - сердце, способное в любой момент остановить врага.
Приложение №4
Конспект тематического занятия «День Победы».
Педагогическая цель:
Продолжать работу по воспитанию патриотизма у дошкольников. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи:
Формировать знания об исторических фактах и явлениях; воссоздать образ бойца – героического защитника Родины; стимулировать любознательность, умственную и творческую активность, развивать речь детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поговорим о Великой Отечественной войне и наших защитниках, которые отстояли нашу страну в годы этой войны. О тех, кто с оружием в руках защищал нашу свободу, нашу Родину. А что же такое Родина для вас?
(ответы детей).
Воспитатель:
Слышишь песенку ручья?
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя!
Школа, где твои друзья,
Это Родина моя!
Руки матери твоей,
Шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина-это тоже Родина!
Родина-это детский сад, улица, на которой вы живете, ваши мама, папа, наш город, наш край.
Ребята в этом году исполняется 71 год со дня Победы в Великой Отечественной войне. О войне мы сегодня знаем по книгам, фильмам, воспоминаниям ветеранов войны и труда.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Подлый враг напал на нашу страну внезапно, не объявляя нам войну, нарушив мирный договор. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей страны, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Но они просчитались, на защиту свободной любимой Родины встал весь народ от мала до велика. В те дни появилась такая песня-призыв: (показ иллюстрации)
Воспитатель : «Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой».
А что же такое война?
(ответы детей)
Воспитатель :
Говорят, горе имеет свой запах. Война пахнет огнем и пеплом. Война-это горький пот, это письма, которые ждут и боятся получать. Война-это краткое затишье и погибшие молодые жизни. Это несбывшиеся надежды.
Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб на полях сражений, и поздравляют тех, кто дожил до великого праздника.
Во время войны советские солдаты спасали от голода и смерти не только наших русских детей, но и детей других национальностей. Однажды наш солдат спас от бомбёжки и немецкую девочку, и в честь этого подвига в городе Берлине воздвигнут памятник советскому солдату.
(показ иллюстрации)
Война длилась долгие четыре года. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией. Наши солдаты дошли до Берлина- столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружен наш красный флаг Победы. Красное знамя водрузили на здание Рейхстага сержант М. Егоров и младший сержант Кантария. (показ иллюстрации)
Знамя Победы -это красное знамя, оно стало символом Победы. Красный цвет знамени обозначает огонь и отвагу. На знамени изображены серп и молот, а также пятиконечная звезда. Знамя Победы вы можете увидеть во время праздничного парада у Вечного огня.
9 мая 1945года закончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником Днем Победы! (показ иллюстрации)
К сожалению, все меньше и меньше остается тех, кто был непосредственным участником той войны и кому мы обязаны своей свободой.
Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн. В этой страшной войне погибли более 20 миллионов наших людей. У каждого из них были родные и близкие. Память о погибших героях навеки сохранится в нашем сердце. По всей стране стоят памятники известным и неизвестным героям. К этим памятникам люди приходят не только по праздникам, но и в любой день там можно увидеть цветы. Есть такой обычай чтить память погибших героев минутой молчания.
И мы сегодня пойдем к памятнику героям - освободителям нашей Родины.