Светлана Мусина
Патриотический проект «Наша армия-защита и опора Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотический проект
Развитие нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем настоящем жизненном пути.
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашей стране, были чертой национального характера. Но в последнее время в нашем обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у дошкольников очевидна.
Публикация «Патриотический проект „Наша армия-защита и опора Родины“» размещена в разделах
- Армия. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Академик Д. С. Лихачев в своем проекте «Декларация прав культуры» подчеркивал, что «культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации; вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла». Нравственно-патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром. Главным условием успеха в данном направлении патриотического воспитания является совместная и согласованная работа с родителями моих воспитанников. Когда ребенок знакомится с историей своей семьи, то у него пробуждаются эмоции, сопереживание. Он внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням.
А. С. Макаренко утверждал, что именно в семье и под руководством родителей растет настоящий гражданин. Всё, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. К сожалению, в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считают важным и часто вызывают непонимание, недоумение, а иногда и даже иронию.
Работая на своей группе старшего возраста, принимая во внимание актуальность данного вопроса, разработала патриотический проект «Наша армия - защита и опора Родины», целью которого стало формирование чувства патриотизма и любви к своей Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Работая над проектом, поставила основные задачи патриотического воспитания. В качестве основных задач Проекта в первую очередь определила воспитание чувства уважения к российскому солдату, его смелости, выносливости, стойкости.
Плотная работа с родителями по патриотическому воспитанию ребенка в российской семье.
Расширение и формирование представлений детей о Российской армии. Развитие и обогащение речи детей.
Участниками проекта были воспитанники БДОУ и их родители старшей группы, генерал танковых войск, сотрудники библиотеки, музей Либеров-центр, служащие воинской части.
Проект «Наша армия - защита и опора Родины» был проведен, сопровождаясь мероприятиями в двух направлениях:
1. Совместная деятельность детей и воспитателя;
2. Взаимодействие детей и родителей.
Необходимым ресурсным обеспечением Проекта являются информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме); материальные ресурсы (спортивный инвентарь, дидактические, развивающие пособия); экспонаты мини-музея Либеров-центр.
Для реализации проекта разработала формы и методы патриотического воспитания дошкольников старшей группы. Три этапа проекта :
1 этап – организационно-подготовительный;
2 этап – основной (этап непосредственной реализации);
3 этап – итоговый (результативный).
Организационно-подготовительный этап был обозначен проблемой и темой будущего Проекта, а также была поставлена цель и определены основные задачи. Для более полного осуществления этапа была подобрана художественная литература, музыкальное сопровождение, и, конечно же, материальное оснащение.
С родителями воспитанников БДОУ, сотрудниками музея Либеров-центр, сотрудниками библиотеки, служащими воинской части, генералом танковых войск проводилась организационная и подготовительная работа. Были созданы условия в группе для развития дружеских взаимоотношений, межличностных отношений.
Основной этап работы патриотического воспитания предусматривал непосредственную реализацию Проекта, успешное и результативное проведение запланированных мероприятий.
Дети с удовольствием и интересом заучивали пословицы и поговорки, так как каждый стремится стать защитником Родины. Родители воспитанников стали замечать, что у детей становится стойкий характер, смелый взгляд, стремление к победе, дети стали высказываться, самоутверждаться. Рассма- тривали картины и беседовали с детьми о героях и защитниках Родины :
С. Герасимов «Мать партизана», И. Евстегнеев «Под Сталинградом», П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости», Ю. Непринцев «Отдых после боя», И. Тоидзе «Плакат военных лет», «Родина-мать зовёт», Ю. Трузе «Переправа советской артиллерии через Днепр».
Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - игра, в рамках реализации Проекта были запланированы, оформлены картотекой и проведены игры патриотического направления.
Дидактические игры:
1. «Крестьянский труд» - целью этой игры было уточнить и обобщить
представления о том, как крестьяне выращивали хлеб, воспитывать интерес к прошлому России.
2. «Заколдованный город» - закреплять знания о достопримечательностях
г. Омска, их местонахождении и назначении, воспитывать интерес к родному городу.
3. «Защитники Отечества» - знакомить с разными родами войск российской армии, закреплять знания об особенностях воинской службы и необходимых условиях для её успешного прохождения, воспитывать чувство гордости за защитников Отечества.
4. «Народы мира» - знакомить с народами, населяющими нашу планету, воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности.
5. «Раньше и теперь» - закреплять знания об истории России и укладе жизни наших предков, воспитывать интерес к прошлому нашей Родины.
6. «Гербы городов и районов Омской области» - закреплять знания о символике гербов городов и районов Омской области, воспитывать патриотические чувства.
7. «Великие люди России» - познакомить с великими соотечественниками, музыкантами, поэтами, писателями, полководцами, покорителями космоса, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому России, гордость за соотечественников, известных на весь мир.
8. «Из какого города грамота?» - дать представление о функциональном назначении герба, ознакомить с символикой гербов, различных городов и их значением, воспитывать уважительное отношение к государственному гербу России.
А также: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, лётчику», «Боевые медали», «Чья форма?», «Военная техника», «Рода войск», «Морской бой».
Сюжетно-ролевые игры: «Военный парад», «Связисты», «Защита границ».
Развлечение: «День Защитника Отечества», где важной задачей было нацелить детей на то, что когда они вырастут, станут сильными, отважными мужчинами. Дети заслушали выступление генерала танковых войск. Он рассказал о своих подвигах, заслугах и о том, что готов защитить свою Родину.
Также был приглашен солдат Российской армии, который вместе с детьми варил «кашу из топора», чем доставил радость детям.
Беседа «Государственные символы России». Проводя такую работу, у детей формируется представление о государственных символах России – флаге, гимне, гербе, дети понимают, что символы не только обозначают, а описывают, раскрывают явления. Также воспитывается любовь и чувство гордости к Родине.
Беседа «9 Мая – День Победы». Проводя беседу с детьми, у них активизируются знания об армии. Появляется желание больше узнать о трудовых буднях наших воинов.
Литературная композиция «День Победы». Воспитание уважения к празднованию Дня Победы, развитие ловкости, быстроты, умение приходить на помощь другу, воспитывается уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны.
Игра-путешествие «Москва - главный город нашей Родины». Формирование у детей понятия о Москве – столице, главном городе России, воспитание патриотических, гражданских чувств.
Дети также проявляют огромный интерес к произведениям художественной литературы, исходя из этого, знакомлю с рассказами о военной службе, Российской армии, русских богатырях, с произведениями «На век запомни» М. Исаковского, «Баллада о черном куске» В. Лифишца, «Последний выстрел» Е. Воробьева.
Детей также заинтересовали былины об Илье Муромце, Никите Селяниновиче, Никите Кожемяке, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, а также серьезные произведения, как «Баллада о добром свете» Е. Благининой, «Песня смелых» А. Сурикова, рассказ «Посылка» С. Михалкова.
Слушали «Солдатские сказки» под ред. Л. Жукова, «Деревянный плащ», «Солдатская загадка», «Каша из топора», «Зверь и человек», «Барин и солдатская шинель».
Ребята с большим удовольствием заучивали, читали стихотворения «Русь» И. Никитина, «В феврале» Ж. Агаджанова, «Сережин самолет», «Соловьи» А. Фатьянова, «Берёзка» А. Шведова, «Город-герой» Е. Карасёва, «Мой дедушка», В. Мальков «Пусть будет мир», Н. Найденова «Хотим под мирным небом жить», «Пограничник», «Полковая кухня», «Санитарки», «Лётчик», «Точанка» С. Я. Маршака.
В процессе специально организованной образовательной деятельности дети знакомились с пословицами и поговорками о защите Родины и её защитниками, о храбрости, героизме воинов, солдатской дружбе и товариществе.
На втором этапе были также проведены тематические встречи «Наша армия родная», «Рода войск Российской армии». Беседы о характере и выносливости богатырей Руси и защитниках Родины с рассматриванием картины «Богатыри» В. Васнецова, о Российской армии (погонах, знаках отличия, званиях, родах войск).
Проведена игра-путешествие «Широка страна моя родная». Целью игры было закрепить и расширить знания о родном городе, округе, о столице страны: государственные символы, государственный язык, достопримечательности; познакомить детей с понятием «столица»; воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине.
Был проведен конкурс рисунков «Любимый город глазами детей».
Экскурсия «Путешествие по городу», где целью ставила познакомить детей со своей малой родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о Правилах дорожного движения, прививать любовь и уважение к своему городу.
Беседа «Традиции русской культуры», где целью ставила формирование интереса к русской культуре, соблюдение и сохранение традиций, переданных из поколения в поколение, воспитывать желание сохранять традиции.
Познавательное развлечение «Русский флот», целью которого было познакомить детей с историей русского флота. Дать сведения о заслугах Петра I перед Отечеством, связанных с защитой России, её развитием и становлением как могущественного государства с надежной армией и флотом. Познакомить с иллюстрациями, изображающими флотилии петровского времени. Организовать сюжетно-ролевую игру, используя строительный материал «Строим корабли», коллективное рисование «Русский флот».
Беседа «Мой папа» - развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении, рассказывать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье, воспитывать доброжелательные отношения к своему отцу, видеть в нем защитника Родины и самому стремиться стать сильным и смелым защитником своей Родины.
КВН «Богатыри земли Русской» - дать представление о богатырях земли Русской. Богатыри – это герои русских былин, совершившие воинские подвиги, они освобождали родную землю и не только её от врагов, от татаро-монгольского ига, французской армии Наполеона, немецко-фашистских захватчиков.
Детям очень понравились подвижные игры-соревнования: «Неприятель в море», «Самый меткий», «Меткий стрелок», «Кто быстрее доставит донесение в штаб».
Проводила вместе с родителями спортивные досуги : «Зарница», «Смелые, сильные, ловкие». Дети очень любят проводить такие мероприятия вместе с мамой и папой, ведь для ребенка нет ничего лучше, чем поиграть с ними, показывая, таким образом, свою ловкость и умения.
Прививать детям любовь к Родине, уважение к Российской армии и солдату помогла также художественная деятельность. Рассматривали репродукции картин и плакаты на военную тематику «Воин Красной Армии, спаси!» В. Корецкого.
Музыка – неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка, поэтому в план реализации Проекта включила слушание и разучивание известных песен: «Катюша», «Темная ночь», «Мой папа», «Мы - солдаты», «Идет солдат по городу» и танец «Моряки».
Вместе с родителями дети продемонстрировали свои таланты и умения на музыкальных развлечениях «День Защитников Отечества».
Конкурс чтецов стихотворений об армии, воинской службе также показал положительные результаты.
Была организована выставка книг на тему «Патриотическое воспитание детей».
На заключительном этапе был проведен концерт «Мы – защитники Родины», были приглашены ветераны Великой Отечественной войны. Дети заслушали и заинтересовались интересными рассказами участников ВОВ.
Таким образом, удалось получить положительные результаты.