Папки-передвижки

Паспорт социально-педагогического проекта «Птицы в нашем городе» для подготовительной к школе группы

Анощенкова Елена Васильевна
Паспорт социально-педагогического проекта «Птицы в нашем городе» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №57", г. Иваново

Авторы проекта: Е. В. Анощенкова, учитель-дефектолог; О. Ю. Затравина, воспитатель МБДОУ компенсирующего вида № 57 города Иваново.

Тип проекта: информационно-творческий; краткосрочный, групповой.

Возраст детей: 6-7 лет.

Участники проекта: учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Публикация «Паспорт социально-педагогического проекта „Птицы в нашем городе“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Социальные партнёры: областная научная библиотека, Ивановская областная специальная библиотека для слепых.

Актуальность проекта:  

В дошкольном возрасте особое значение для гармоничного развития детской личности приобретает приобщение детей к миру природы, знакомство с природой родного края, что обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка с патологией зрения в окружающий его мир. Как правило, формирование самых первых и более подробных представлений об экологии начинается с детских книг о животных, экскурсий в цирк и зоопарк, наблюдений за жизнью животных и птиц в городских парках и скверах. У слабовидящих детей старшего дошкольного возраста уже проявляется любовь, забота и интерес к родной природе, хотя дети с недостаточностью зрительной функции слабо представляют особенности внешнего вида зимующих или перелётных птиц, их повадки и образ жизни. В Ивановской области обитает 239 видов птиц, 70 из них – редкие, 16 видов птиц занесены в Красную книгу Российской Федерации. Наш проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах родного края, научит детей правильно вести себя при встрече с ними, оказывать посильную помощь в трудное для птиц время.

Методологическая база проекта

- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием.

Одобрена решением федерального учебно-методического объединения

по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17.

- О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец «Проекты в работе с семьёй», М., ТЦ Сфера, 2012.

- Л. А. Дружинина «Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушение зрения», М., «ТЦ Сфера», 2001.

- Л. А. Дружинина, «Занятия по развитию зрительного восприятия с дошкольниками, имеющими нарушение зрения», М., «ТЦ Сфера», 2002.

- Е. А. Брежнева, Н. В. Брежнев «Хочу все знать. Мир вокруг» М., ВЛАДОС, 2003.

- Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения», Калуга, «Адель», 1998.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей слабовидящих детей в процессе знакомства с птицами Ивановской области.

Задачи проекта

Для детей

Образовательные:

- закреплять и расширять полученные ранее представления о перелётных и зимующих птицах;

- познакомить детей с особенностями внешнего вида птиц, повадками, средой обитания;

- активизировать и обогащать словарный запас детей по теме;

- приобщать детей к устному народному творчеству;

- формировать навыки монологической и диалогической речи.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки, все виды восприятия, памяти, произвольное внимание, мышление, навыки зрительного контроля;

- совершенствовать творческие способности детей и навыки театрализованной деятельности;

- формировать навыки интонационной выразительности речи;

- развивать координацию речи с движением, общую и мелкую моторику в сочетании с развитием осязательного восприятия.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к богатству родной природы, желание её сохранять и оказывать посильную помощь птицам, чувство гордости за родной край;

- формировать навыки согласованных действий в коллективе, воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.

Для педагогов:

- совершенствовать профессиональную компетентность;

- осуществлять реализацию задач проекта в разных видах детской деятельности;

- оказывать детям помощь и направлять их действия в процессе игровой и учебной деятельности;

- привлекать родителей к участию в проекте.

Для родителей:

- создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных интересов ребенка;

- оказывать детям помощь в изготовлении рисунков;

- использовать в общении с ребенком знания, полученные им в детском саду;

- обогатить и расширить свои знания о птицах Ивановской области в процессе сбора информации.

Для социальных партнеров (библиотеки):

- предоставить во временное пользование детские энциклопедии с информацией о птицах, обитающих в нашей области, специальные книги для слепых и слабовидящих детей;

- предоставить альбом для тактильного обследования рельефных изображений слабовидящими детьми «Животные и птицы»;

- познакомить родителей и детей, как будущих читателей, с книжными ресурсами библиотек.

Формы работы

- НОД (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие).

- Экскурсии.

- Игровая деятельность (настольно-печатные, словесные дидактические игры, сюжетно-ролевые, игры-драматизации).

- Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

- Театрализованная деятельность.

Продукты проекта:

- выставка совместных рисунков детей и их родителей «Птицы в нашем городе»;

- картотека загадок, пословиц и поговорок о птицах;

- выставка художественной литературы для детей «Наши друзья – птицы».

Ожидаемый результат:

- расширение и систематизация знаний детей о птицах Ивановской области;

- формирование умения самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;

- развитие мелкой моторики и тактильного восприятия;

- обогащение словарного запаса, развитие навыков грамматически правильной связной речи и коммуникативных навыков;

- реализация потребностей детей в продуктивных видах деятельности;

- развитие нравственных качеств, накопление и обогащение игрового опыта;

- расширение познавательных интересов детей.

Итоговое мероприятие

Спектакль по сказке «Лиса и журавль», поставленный силами детей подготовительной к школе группы для детей средней группы.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный:

- определение цели и задач проекта;

- планирование деятельности всех участников проекта;

- сбор информации;

- организация предметно-пространственной развивающей среды.

2 этап – практический:

- решение поставленных задач в ходе организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей;

- накопление детьми знаний, умений, навыков по теме проекта в процессе игр, экскурсий, НОД;

- изготовление продуктов детской деятельности (рисунков, аппликаций).

3 этап – завершающий:

- оформление результатов продуктивной детской деятельности в виде выставки рисунков, выполненных совместно детьми и их родителями;

- реализация знаний, умений и навыков, накопленных детьми в ходе осуществления проекта посредством проведения спектакля по сказке «Лиса и журавль» для детей средней группы.

Подготовительный этап

Календарное планирование НОД по теме проекта.

Сбор информации: изучение литературы, видеоматериалов, подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о птицах.

Предметно-пространственная развивающая среда:

- мягкие и дидактические игрушки, муляжи птиц, а также предметные картинки с их изображением;

- маски, элементы костюмов, куклы бибабо для игр-драматизаций и постановки спектакля;

- дидактические и настольные игры;

- энциклопедии и книги с иллюстрациями для рассматривания;

- элементы схемы для составления описательных рассказов;

- цветная гуашь, листы бумаги формата А 4, кисти, раскраски, фломастеры, цветные карандаши, мелки, цветная бумага, пластилин.

Практический этап

Образовательная область: Познавательное развитие

Виды деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность

Экскурсия в Ивановскую научную библиотеку.

Знакомство с детскими энциклопедиями о птицах.

Мультимедийная презентация «Птицы Ивановской области».

Коммуникативная деятельность

Беседы:

- «Жизнь перелётных птиц»;

- «Синичкин День».

НОД учителя-дефектолога

Тема: «Формирование навыков зрительного и осязательного обследования птицы в нужной последовательности»

НОД учителя логопеда

Тема: «Птицы на юг улетают…»

Игровая деятельность

Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Кто чем питается?», «Чьи следы?», «Кто где живёт?», «Сложи картинку», «Узнай, назови, обведи», «Путаница», «Найди отличия», «Узнай птицу по силуэту».

Дидактические игры: «Перелётные и зимующие птицы», «Летает – не летает», «Мамы и детки», «Кто кем будет?», «Четвёртый лишний».

Образовательная область: Речевое развитие

Виды деятельности

Коммуникативная деятельность

Составление описательных рассказов, загадок о птицах с опорой на картинный план.

Пересказ русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Кот, дрозд и петух», «Лиса и журавль» с использованием фланелеграфа и магнитно-маркерной доски.

Разучивание ролей, диалогов для драматизации сказки.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение художественной литературы:

- В. Бианки «Чей нос лучше?», «Сова», «Синичкин календарь»;

- М. Горький «Воробьишка»;

- Г. Снегирёв «Про птиц»;

- Т. Волжина «Где чей дом?»;

- русские народные сказки «Лиса и журавль», «Кот, дрозд и петух», «Гуси-лебеди», «В гости к солнышку».

Отгадывание народных и авторских загадок о перелётных и зимующих птицах.

Составление загадок о птицах по схеме.

Игровая деятельность

Настольно-печатные игры: «9 картинок», «Лес и двор», «Узнай птицу по тени», «Накорми птичку», «Чего у птички не хватает?»

Дидактические игры: «Каких птиц много на дереве?», «Какой птички не стало?», «Назови ласково», «Кто у кого?», «Угадай слово», «Что могут птицы?», «Для чего?»

Двигательная деятельность

Разучивание стихов для проведения различных видов гимнастики: пальчиковой, зрительной, двигательной.

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Виды деятельности

Коммуникативная деятельность

Подготовка к спектаклю по русской народной сказке «Лиса и журавль»:

- упражнения для эмоционального развития мимики, жестов, интонационной выразительности;

- распределение ролей с учётом личных пожеланий;

- пересказ диалогов по ролям;

- взаимодействие с партнёрами по спектаклю;

- умение вести себя на публике.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр».

Музыкальная деятельность

Прослушивание и выбор детьми музыкального сопровождения для спектакля.

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Виды деятельности

Восприятие художественной литературы и фольклора

Рассматривание иллюстраций к сказкам и рассказам о птицах.

Просмотр мультфильма по сказке Г. -Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

Изобразительная деятельность

НОД учителя-дефектолога:

- рисование «Лесной доктор».

Обведение трафаретов и лекал птиц, раскрашивание.

Конструирование

Изготовление поделок из природного материала.

Постройка из строительного материала «Домик для скворца».

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Птички и птенчики».

Стендовая театрализованная игра «Лиса и журавль» с использованием фланелеграфа.

Образовательная область: Физическое развитие

Виды деятельности

Игровая деятельность

Подвижные игры: «Воробьи и автомобили», «Вороны и воробьи».

Подвижные игры со словами: «Совушка-сова», «Лётал, лётал воробей».

Двигательная деятельность

Двигательная гимнастика: «Лебеди», «Ворона».

Зрительная гимнастика: «Гусыня», «Сова».

Пальчиковая гимнастика: «Птичка», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».

Образовательная область: Работа с родителями

Виды деятельности

Информация на страничке учителя-логопеда на сайте ДОУ «Рекомендации родителям для закрепления темы «Птицы» с ребёнком дома».

Консультация учителя-дефектолога «Учим детей различать птиц по внешним признакам».

Совместное с детьми изготовление рисунков на тему: «Птицы в нашем городе»

Участие в организации выставки книг «Наши друзья – птицы» для чтения детям.

Заключительный этап

Показ спектакля по русской народной сказке «Лиса и журавль», поставленного силами воспитанников и педагогов подготовительной к школе группы для детей средней группы.

Результаты, достигнутые в ходе реализации проекта:

Дети узнали о перелётных и зимующих птицах, обитающих в Ивановской области, познакомились с особенностями их внешнего вида и питания, повадками и жилищами, значением в природе и для человека.

Расширился активный словарь детей по теме, речь стала более грамотной и выразительной. Речевая активность возросла, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность: дети организуют сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок, пытаются осуществить ролевые диалоги.

Дети успешно осваивают навыки составления описательных рассказов и загадок о птицах, применяя их в процессе изучения других лексических тем.

Дети запомнили и охотно выполняют в ходе НОД различные виды гимнастик для снятия зрительного, моторного и эмоционального напряжения.

Возросла активность родителей, укрепилась их взаимосвязь с педагогами и детьми.

Приложение

Рекомендации для родителей по закреплению темы «Птицы» с ребёнком дома

Для того, чтобы ваш ребёнок лучше усвоил материал о зимующих и перелётных птицах, рекомендуем вам выполнить следующие задания.

Задание 1. Прочитайте ребёнку стихотворение, обсудите его.

Весело на воле

Пташечке летать,

Над цветами в поле

Песни распевать.

А на гибкой ветке

В сумраке лесном

Ждут певунью детки

В гнёздышке родном.

(С. Дрожжин)

Задание 2. Поиграйте с ребёнком в игры.

«Подскажи словечко»

Закурлыкали вдали, улетая … (журавли).

На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его – … (скворец).

Восхищают всех людей стаи белых … (лебедей).

«Один – много»

Один грач – много грачей, одна ворона (стриж, кукушка, снегирь, синица, соловей и т. д.).

«Назови ласково»

Соловей – соловушка, лебедь – лебёдушка, воробей – воробушек, сова – совушка.

«У кого кто?»

У грача – грачата, у скворца -, у журавля -, у кукушки -, у вороны - …

«Улетает – не улетает» (учимся различать зимующих и перелётных птиц).

Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает:

- Соловей улетает? – Да. - Ворона улетает? – Нет. И т. д.

«Кто лишний и почему?» (по картинкам или на слух)

Трясогузка, воробей, грач, скворец.

Снегирь, синица, соловей, ворона.

«Кто как говорит?»

Воробей – чирикает. Ворона – … Журавль – … Голубь – … Кукушка – … Сорока

Задание 3. Разучите с ребёнком стихи о птицах.

Галка

Скоком-боком, скоком-боком

Ходит галка мимо окон.

Скок-поскок, скок-поскок,

Дайте булочки кусок.

Грач

Лишь зажурчат весной ручьи,

Спешат на родину грачи,

Где отчий дом, где всё родней,

Где даже червяки вкусней.

Чтобы закрепить знания детей по этой теме, также рекомендуем вам:

- во время прогулок с ребёнком понаблюдайте за жизнью птиц во дворе, в парке, в лесу;

- научите ребёнка узнавать и правильно называть голубя, сороку, галку, трясогузку, дятла;

- учите ребёнка бережному отношению к живой природе;

- изготовьте вместе с ребёнком кормушку и повесьте её во дворе, в парке, ежедневно наполняйте её кормом.

Публикации по теме:

Фотоотчет реализации социально-педагогического проекта «Игры нашего детства»Фотоотчет реализации социально-педагогического проекта «Игры нашего детства» Итоги реализации проекта «Игры нашего детства Вот и завершился социально-педагогический проект «Игры нашего детства», который был реализован.

Фотоотчёт о занятии по аппликации «Зима в нашем городе» в подготовительной группе (коллективная работа)Фотоотчёт о занятии по аппликации «Зима в нашем городе» в подготовительной группе (коллективная работа) Цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создание в ходе коллективной работы условия для творческого.

Конспект НОД по аппликации «Птицы зимой» с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группыКонспект НОД по аппликации «Птицы зимой» с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы Цель: формировать у детей умение создавать зимнюю картинку в комбинированной технике: вырезывание по контуру и конструирование из бумаги.

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке «Весна. Прилетели птицы» для подготовительной группы Цель: Учить детей выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами, определять пространственные отношения между ними,.

Паспорт педагогического проекта «Осень — прекрасная пора» (для детей старшей группы) Автор: Лиховидова Софья Михайловна. Должность, место работы: музыкальный руководитель, МБДОУ "Вёшенский центр развития ребенка - детский.

Паспорт проекта «Чем славится Амурская земля?» в подготовительной группе Паспорт проекта в подготовительной группе. Название проекта: Чем славится Амурская земля? 1. Актуальность проблемы. Дошкольное детство.

Паспорт проекта «Давайте беречь природу!» в подготовительной к школе группе Введение Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя….

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт социально-педагогического проекта «Птицы в нашем городе» для подготовительной к школе группы
Опубликовано: 29 мая 2024 в 20:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт социально-педагогического проекта «Птицы в нашем городе» для подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Анощенкова Елена Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД