Наталия Зрячева
Паспорт мини–музея «Народные декоративно-прикладные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт мини– музея «Народные декоративно-прикладные промыслы России»
Организатор мини-музея : педагог высшей квалификационной категории Зрячева Н. В.
Паспортные данные.
Наименование мини – музея : «Народные декоративно-прикладные промыслы России».
Назначение мини – музея : исторически – познавательное, декоративно – художественное.
Публикация «Паспорт мини–музея „Народные декоративно-прикладные промыслы России“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2024
Цель: продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с разнообразием народных декоративно – прикладных промыслов России.
Задачи.
Расширять познавательный интерес детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.
Через декоративно прикладное искусство знакомим детей с историей и традициями своего народа.
Воспитание у дошкольников гордости и интереса к культурным ценностям своего Нижегородского края.
Приобщать дошкольников к художественным ценностям.
Побуждать детей видеть красоту предметов народного искусства.
Развивать у детей творческие способности.
Воспитывать духовно – нравственное развитие детей, формирование патриотических чувств.
Обогащать предметно развивающей среды группы.
Привлечь родителей и детей к пополнению экспонатами мини-музей.
Задачи работы с детьми в музее.
Осуществление комплексного подхода к нравственно – эстетическому воспитанию дошкольников.
Знакомство детей с экспонатами декоративно прикладного искусства и их историей создания.
Развитие познавательного интереса к истории создания декоративных изделий.
Воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре русского народа, культуре своего региона.
Площадь, занятая под экспозицию: уголок художественно-эстетического развития.
Организатор мини – музея : воспитатель Зрячева Наталия Валентиновна.
Разделы и экспонаты.
В мини – музее представлены разные виды экспонатов.
- Декоративно- прикладные промыслы России.
Гжельская роспись.
Цель. Продолжаем знакомить с русскими народными промыслами, в частности с гжельской керамикой.
Формировать умение определять колорит рисунка, форму и художественный замысел.
Воспитывать патриотическую гордость.
- Фарфоровые статуэтки, сырная доска «Матрешка» с гжельской росписью;
- кухонные прихватки, фартук, полотенца, разделочные доски, стилизованные под гжель;
- детские работы: «Пасхальные яйца» (групповая работа);
- разделочная дощечка «Голубая птица» - Прокофьева Василиса.
- разделочная доска «Гжельская матрешка» - Борисенко Настя;
- игры: «Круги Луллия», деревянные пазлы «Гжель»;
- фотовыставка «Моя коллекция гжели».
Дымковская игрушка.
Цель. Развивать представления об истории России, об отечественных традициях, праздниках на примере дымковского промысла.
Сформировать знания об особенностях росписи промысла, основных элементах узора.
- Игрушки дымковского промысла;
- игрушки, слепленные и расписанные педагогом;
- игрушки, слепленные и расписанные детьми;
- «Барышня и кавалер» - Ястребова Полина (воздушный пластилин);
- игры: лото «Дымка», «Собери узор», «Укрась шаблон узором».
Богородская игрушка.
- Кузнецы – кот и мышка.
- Курочки клюющие.
Матрешки.
Цель. Познакомить с самой популярной народной деревянной игрушкой – матрёшкой.
Побуждать различать разные техники рисования матрёшки; продолжаем воспитывать детей на русских народных традициях.
- Матрешки народных промыслов трехкукольные, пятикукольные, шестикукольные, «Курочка Ряба»;
- матрешка пятикукольная, расписанная педагогом;
- матрешки-яйца;
- матрешка – разделочная доска;
- книги-игрушки «Матрешка» : «Баю-баюшки-баю», «Репка», «Теремок», «Колобок»;
- книга «Матрешка – кукла с секретом» Ю. Иванова;
- выставка рисунков по мотивам книги.
Декоративно- прикладные промыслы Нижегородской области.
Городецкая роспись.
Цель. Продолжаем знакомить с мастерами деревянных дел и с техникой росписи по дереву.
Продолжать формировать умение различать технику городецкой росписи.
Воспитывать интерес к русским народным промыслам родного края и желание их изучать.
- Круглое панно «Чаепитие», городецкий сундучок, доска разделочная фигурная «Матрешка», солонка, игрушки: качалка «Бычок», деревянные пазлы «Городецкая роспись», «Гусь на колесиках», деревянная ложка;
- деревянная ложка «Городец», подставка под горячее – экспонат от семьи Новосадова Миши;
- настольный театр «Колобок» (роспись Н. В. Зрячева);
- разделочная дощечка «Городецкий фазан» - Анохова Ульяна;
- разделочная доска «Городецкая матрешка» - Басарукина Вероника;
- разделочная доска «Городецкий павлин» - Ястребова Полина (лауреат 2 степени регионального конкурса прикладного искусства 2022г.)
- разделочная доска «Городецкий конь» - Комлев Саша;
- подставка под бокал «Подарок на День матери» - Басарукин Архип, Котов Артем, Романова Василиса;
- игрушки: деревянные пазлы «Городецкая роспись», кубики «Народные промыслы».
Хохломская роспись.
Цель. Продолжаем знакомить с мастерами деревянных дел и с техникой росписи по дереву.
Формировать умение различать технику хохломской росписи.
Воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать.
- Изделия с хохломской росписью: кухонная посуда, емкость «Собор», ложки большие и маленькие, толкушка, разделочная доска «Матрешка», конь-качалка;
- кукла в костюме под хохлому;
- разделочная дощечка «Сказочная птица» - Борисенко Настя;
- разделочная доска «Хохломская матрешка» - Поверинова Алина;
- детские работы: деревянные лопатки – Антуфьева Саша, Басарукина Вероника, Козинцева Ксюша, большие ложки – Басарукин Архип, Кокина Илона, маленькие ложки – Гусева Алиса, Лебедев Сережа, Маницина Варя; подставка под горячее «Подарок маме на 8 Марта» - Басарукина Вероника, Романова Василиса;
- шумовой музыкальный инструмент «Ключи» – семья Гусевой Алисы;
- шумовой музыкальный инструмент «Трещетка» - семья Басарукина Сережи;
- игрушки: деревянные пазлы «Хохломская роспись».
Полхово-майданская роспись.
- Кукла- матрешка, гриб-стучалка, чашечка;
- разделочная доска «Полховско-майданвкая матрешка» - Ковина Катя;
- тарелочки: Карпова Катя, Лебедев Сережа, Романова Василиса,
- подставка под горячее «Чашки и бокалы» : Анохова Ульяна, Борисенко Настя, Карпова Катя, Кокина Илона, Романова Василиса.
Местный компонент. Тумботинские финки.
Цель. Продолжаем знакомить с народными умельцами родного поселка.
Воспитывать гордость за уникальность местного промысла и желание изучать его.
- фотоальбом «Тумботинские финки» (совместно с родителями);
- выставка «Такие разные тумботинские финки» (поделки детей и родителей).
Банкетова Лера, Гусева Алиса, Кокина Илона, Маницина Варя, Чурин Платон, Ястребова Полина.
Различные книги, пособия, раскраски.
Книги.
«Матрешка. Кукла с секретом» Ю. Иванова
«Волшебный мир народного творчества» (5-7 лет)
«Народные промыслы» Выпуск12 (3-7 лет)
«Народная культура и традиции» (3-7 лет)
Пособия.
«Народные промыслы» 16 демонстративных картинок с текстом на обороте (познавательное и речевое развитие).
«Народные промыслы» 16 раздаточных карточек.
«Народные промыслы России» Демонстративные картины с беседами.
Альбомы.
«Учимся рисовать. Полхов-Майданская роспись №1 (5-6 лет)» Росиночка.
Искуство-детям. «Цветочные узоры Полхов-майдана»
«Филимоновская игрушка»
«Дымковская игрушка»
«Городецкая роспись»
«Голубая гжель»
«Золотая хохлома»
Серия альбомов.
«Народные промыслы Нижегородской области»
«Народные промыслы. Стихи. Загадки. Частушки»
«Народные промыслы»
«Гжель»
«Городецкая роспись»
«Золотая хохлома»
«Полховско-майданская роспись»
«Матрешки»
«Жостово»
«Дымковская игрушка»
«Богородская игрушка»
«Филимоновская игрушка»
Раскраски.
Раскраска Народные узоры. Полхов-майданская роспись.
Гжельская роспись.
Народные промыслы. «Золотая хохлома»
«Городецкая роспись»
«Гжель»
«Дымковская игрушка»
«Каргопольская игрушка»
Перспективное планирование работы мини-музея
«Народные декоративно-прикладные промыслы России».
1. Пополнение музея экспонатами.
2. Составление каталога экспонатов.
3. Работа с родителями.
4. Экскурсии, просветительская работа.
5. Мастер – классы, семинары.
План.
Декабрь. Открытие мини – музея.
Познакомить с общей экспозицией. Развивать представление детей о музеях.
Познакомить с правилами поведения в музеи. Содействовать эстетическому восприятию предметов декоративно - прикладного искусства. Формировать умение сравнивать и анализировать, развиваем эстетический вкус.
Январь. «История появления русской матрёшки»
Познакомить с самой популярной народной деревянной игрушкой –матрёшкой.
Побуждать различать разные техники рисования матрёшки; продолжаем воспитывать детей на русских народных традициях.
Февраль. «Дымковская игрушка».
Развивать представления об истории России, об отечественных традициях, праздниках на примере дымковского промысла; сформировать знания об особенностях росписи промысла, основных элементах узора.
Март. «Сине – голубая гжель».
Продолжаем знакомить с русскими народными промыслами, в частности с гжельской керамикой; формируем умение определять колорит рисунка, форму и художественный замысел; воспитываем патриотическую гордость.
Апрель. «Золотая хохлома».
Продолжаем знакомить с мастерами деревянных дел и с техникой росписи по дереву; формируем умение различать технику хохломской росписи; воспитываем интерес к русским народным промыслам и желание их изучать.
Май. «Русская народная игрушка».
Обогащение знаний о глиняной игрушке – филимоновской, каргопольской; рассказ об истории промыслов, описание характерных особенностей; углубление знаний о народном творчестве.