Марина Александровна Бабченко
Паспорт мини-музея «Мы родом из России»
1. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея : «Мы родом из России» (народные промыслы, старинные вещи, предметы быта и культуры России)
Профиль музея: этнография
Адресность: Музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится образовательная деятельность по образовательным областям с детьми дошкольного возраста.
Цель:
Публикация «Паспорт мини-музея „Мы родом из России“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Моя Родина Россия
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Средствами музея осуществляется воспитание, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций, формировать толерантные чувства к людям других национальностей;
6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;
7. Повысить статус МДОУ.
2. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования чувства любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
Формы деятельности: познавательная,поисковая, экспозиционная.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках в групповой комнате. Экспонаты для рассматривания располагаются на основной полке на уровне глаз. Экспонаты для рассматривания с педагогом располагаются на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.
3. ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
1 Подготовительный этап:
- Родительское собрание;
- Работа в рамках комплексно-тематического планирования;
- Изучение литературы, материала;
- Определение темы и названия музея;
- Выбор места для размещения.
2 Практический этап:
- Сбор экспонатов;
- Оформление музея;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Проведение экскурсий;
- Открытие мини-музея «Мы родом из России».
4. РАЗДЕЛЫ МИНИ-МУЗЕЯ, ОСОБЕННОСТИ ИХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
Экспозиция изделий из дерева
(предметы быта, посуда, утварь, прялка, веретено, коромысло, балалайка, гусли, ложки, игрушки, свистульки, каталка для ребёнка) ;
Экспозиция изделий народных промыслов
(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково)
Экспозиция изделий из ткани
(кружева, вышивки, подузорники, наволочки, старинные платки, полотенца, рушники, скатерти)
Экспозиция изделий из металла (утюги, керосиновая лампа, колокольчик, подстаканник)
Экспозиция изделий из глины
(крынка)
Экспозиция плетённых изделий
(лапти, корзинки, фигурки)
Экспозиция наглядности
(папки-передвижки «Как жили наши предки», «Описание предметов быта»; тематические альбомы:«Хохлома», «Гжель», «Народные промыслы», «Матрёшки»; набор иллюстраций)
Все эти предметы позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
5. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.
Музей «Мы родом из России» периодически будет пополняться экспонатами, здесь же будут размещены работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников. Будут проводиться экскурсии для других групп детского сада. На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.