Кристина Юзчишина
Парциальная программа С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Публикация «Парциальная программа С, Н, Николаева „Юный эколог“, Система работы в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания не являются самоцелью экологического воспитания, они представляют собой необходимое условие формирования такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, бережно обращаться с вещами.
Формы и методы работы с детьми 5-6 лет разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными, ведение различных календарей, непосредственная образовательная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
Дети 5-6 лет уже имеют элементарные сведения о природе, владеют первоначальными навыками ухода за живыми существами. На данном этапе воспитатель начинает формировать у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и др.
В старшей группе на протяжении всего учебного года в ходе работы с дошкольниками систематически используются произведения В. Бьянки, сюжеты которых доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относится ко всему живому.
Значительное место в методике работы с дошкольниками отведено творческой деятельности: рисованию иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бьянки, изготовление самодельных книг, организации выстовок. Наглядная продукция создаваемая детьми, убедительна прежде всего для них самих - это предметные результаты их личностного роста. И важна и для родителей как свидетельство повышения уровня экологической воспитанности детей, а также их общего интеллектуального развития.
Работа по данной методике требует от воспитателя вдумчивости и творческого отношения к предлагаемому материалу. Воспитатель по своему усмотрению может упростить или усложнить материал, немного «передвинуть» его во времени, то есть приспособить к конкретным условиям своей группы, природного окружения и индивидуальным особенностям развития детей.
Комплексно-тематическое планирование
Период Тема Цель
СЕНТЯБРЬ
Первая неделя Комплектование группы, диагностика Определение уровня экологической воспитанности детей
Вторая неделя Чтение книги В. Бианки «Мышонок Пик» Знакомство с природоведческими сказками В. Бианки
Третья неделя Наблюдение за цветущими травянистыми растениями на участке детского сада Определение уровня экологической воспитанности детей.
Расширение представлений о цветущих растениях, их строении и особенностях жизни в осенний период.
Четвертая неделя Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза». Наблюдение за березой на участке. Знакомство с природоведческой литературой, прослеживание сезонных изменений в состоянии дерева.
ОКТЯБРЬ
Первая неделя Занятие «Овощи и фрукты на нашем столе» Расширение и уточнение представлений об овощах и фруктах.
Вторая неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в октябре, развитие наблюдательности.
Третья неделя Занятие «Для чего животным хвосты?» Развитие понимания функций частей тела животных, их приспособительное значение
Четвертая неделя Занятие «Корова и коза – домашние животные» Формирование обобщенных представлений о домашних животных.
НОЯБРЬ
Первая неделя Начало зимней подкормки птиц, обустройство кормушки. Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе.
Вторая неделя Занятие «Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме» Расширение представлений о жизни лесных животных, их приспособленности к условиям зимы
Третья неделя Чтение рассказов В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…». Уточнение и расширение представлений о зимних явлениях природы. Знакомство с природоведческими сказками В. Бианки.
Четвертая неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в ноябре, развитие наблюдательности.
ДЕКАБРЬ
Первая неделя Чтение сказки С. Михалкова «Елочка». Развитие эмоционального отклика и бережного отношения к елке.
Вторая неделя Чтение рассказа В. Бианки «Приспособился». Расширение представления о поведении медведя.
Третья неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в декабре, развитие наблюдательности.
Четвертая неделя Занятие «Как лесные звери – белка, медведь, лиса – проводят зиму в лесу». Формирование представлений о приспособленности лесных зверей к жизни в зимнее время.
ЯНВАРЬ
Первая неделя Наблюдение за водой, снегом, льдом. Расширение представлений о воде, ее свойствах и различных состояний.
Вторая неделя Продолжение наблюдений за водой, снегом, льдом. Расширение представлений о воде, ее свойствах и различных состояний.
Третья неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в январе, развитие наблюдательности.
Четвертая неделя Занятие «Что за зверь» Развитие воображения и умения слушать чтение познавательного материала.
ФЕВРАЛЬ
Первая неделя «Огород» на окне, цикл наблюдений за прорастающим луком Воспитание интереса к выращиванию растений, проведению опытов.
Вторая неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в феврале, развитие наблюдательности.
Третья неделя Чтение произведения В. Бианки «Синичкин календарь» Уточнение представлений о зимних явлениях природы.
Четвертая неделя Комплексное занятие «Прошла зима холодная» Уточнение представлений о зиме
МАРТ
Первая неделя Занятие «Наши четвероногие друзья» Формирование представлений о собаках, как домашних животных и умных помощниках человека.
Вторая неделя Последнее наблюдение за луком и его зарисовка Рассматривание и обсуждение календаря, осмысливание процесса роста лука.
Третья неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в марте, развитие наблюдательности.
Четвертая неделя Занятие «Сравним кошку с собакой» Уточнение представлений о кошке как домашнем животным.
АПРЕЛЬ
Первая неделя Занятие «Весна в жизни лесных животных» Уточнение и расширение представлений о жизни лесных животных.
Вторая неделя Занятие «Люблю березу русскую» Развитие эмоционального восприятия красоты весенней природы.
Третья неделя Комплексное занятие «Береги деревянные предметы» Расширение представлений об изготовлении предметов из дерева и бережном обращении с ними.
Четвертая неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в апреле, развитие наблюдательности.
МАЙ
Первая неделя Цикл наблюдений за одуванчиками Расширение представлений о весенних первоцветах.
Вторая неделя Продолжение наблюдения за одуванчиками. Расширение представлений о весенних первоцветах, условиях их роста.
Третья неделя Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в мае, развитие наблюдательности.
Четвертая неделя Диагностика Определение уровня экологической воспитанности в конце года.