Елена Пушкарева
Парциальная образовательная программа «Формирование нравственных качеств личности у детей 4–5 лет«
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная образовательная программа
«Формирование нравственных качеств личности у детей 4-5 лет по средствам сюжетно-ролевой игры».
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность
По требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, задачи нравственного воспитания приоритетно решаются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и интегрированы в другие образовательные области. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ориентиры нравственного воспитания дошкольников,
Публикация «Парциальная образовательная программа „Формирование нравственных качеств личности у детей 4–5 лет„» размещена в разделах
Данная тема представляет особую актуальность, так как дошкольный возраст – важнейший период формирования социализации, развития общения, нравственности ребенка. Именно в это время закладываются основы чувств восприятия мира, любви ко всему живому, усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок может создать модель того и как он воспринимает в окружающем мире.
Из всех видов совместной деятельности, большое влияние на нравственное развитие личности ребенка среднего дошкольного возраста оказывает игра, так как доступным видом игры является сюжетно – ролевая игра, которая содействует обогащению кругозора ребенка, развитию познания: образное мышление, воображение; развитию речи, а также формирует нравственные качества ребенка : вежливость, доброту, отзывчивость, сочувствие и др. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней разные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Отличительной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что ее создают сами дети, их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.
Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
И только когда ребенок усвоит все нравственные нормы общества, сможет быть успешным и адаптированным в этом обществе.
В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственного воспитания и был разработана парциальная программа «Формирование нравственных качеств личности детей дошкольного возраста 4-5 по средствам сюжетно – ролевой игры» и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании РФ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
-СанПиНом СП 2.4 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой.
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации).
-Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72.
1.2. Педагогическая целесобразность.
Особое место среди личностных свойств, формирование которых активизирует программа, занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями окружающих их людей.
1.3. Цель
Создание условий для формирования нравственных качеств личности у детей среднего дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевой игры.
1.4. Задачи Программы :
1. Развитие морального сознания:
- развитие нравственных представлений, суждений, понятий;
- развитие осознанного и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, своей ответственности;
- формирование установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность.
2. Формирование позитивных отношений к другим людям, себе:
- развитие понимания, взаимозависимости и необходимости людей друг от друга;
- развитие самопознания и воспитания у ребёнка уважения к себе;
- развитие у детей уверенности в себе;
- формирование умения откровенно и понятно выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого;
- Развитие социальных мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений с взрослыми и сверстниками.
3. Развитие нравственных чувств :
- чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
- чувств, положительных стимулов (доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание)
4. Формирование навыков и привычек нравственного поведения :
- воспитание этически ценных способов общения;
- формирование умения формулировать суть проблемы конфликта, находить возможные пути разрешения конфликтов.
5. Содействие семье в проблемах нравственного воспитания детей :
- ознакомление родителей с основами педагогики и психологии;
- формирование представлений о формах традиционного семейного уклада;
- поднятие престижа и ценностей семьи.
1.5. Принципы и подходы к формированию парциально программы
Принципы к формированию Программы :
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничества с семьей;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учета этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы к формированию Программы :
- Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и воспитанник, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.
- Личностно-ориентированный подход. Сущность: Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
- Деятельностный подход. Сущность: деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого).
- Индивидуальный подход. Сущность: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задачи воспитателя: индивидуальный подход необходим каждому ребенку, как «трудному», так и благополучному, т. к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны.
- Аксиологический (ценностный) подход предусматривает организацию воспитания на основе определенных ценностей, которые, с одной стороны, становятся целью и результатом воспитания, а с другой – его средством.
- Компетентностный подход. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование основ компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т. е. быть готовым: решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять явления действительности, их сущность, причины, ориентироваться в проблемах современной жизни; решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- Культурологический подход – методологическое основание процесса воспитания, предусматривающее опору в обучении и воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национальные и этнические особенности.
Методы
1. Наглядный (наблюдения, рассматривание иллюстраций, показ, экскурсии, демонстрация наглядного пособия, показ способов выполнения, просмотр мультфильмов и познавательных роликов).
2. Словесный (познавательные беседы, рассказ воспитателя, чтение худ литературы, обсуждение, разъяснение, пояснение).
3. Практический (практические упражнения, дидактические игры, продуктивная деятельность).
4. Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).
5. Репродуктивный: Закрепление знаний и навыков детей.
6. Эвристический: Самостоятельная работа.
Формы работы с детьми
Беседы, игры нравственного содержания.
Проблемные ситуации.
Тесты: «Кинетический рисунок семьи», «Подели игрушки», «Кому отдать красивое яблоко», «Закончи историю».
Составление рассказов из личного опыта на тему : «Как я помогал маме», «Мы с папой» и т. д.
Вовлечение некоммуникабельных детей в общение, пробуждение интереса к неактивным, стеснительным детям; побуждение к оказанию им помощи в общении.
Коллективные формы труда.
Этические беседы.
Разучивание правил поведения и отработка их в поведении детей.
Сюжетно-ролевые игры.
Дидактические игры (обучающие).
Наблюдение природных явлений, за растениями, животными.
Организация элементарных опытов.
Игры в путешествия.
Экскурсии и целевые прогулки.
Уход за животными, птицами, рыбами.
1.7. Условия реализации
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Срок реализации программы составляет – 8 месяцев (Сентябрь – май).
Формы и режим занятий
Работа с детьми начинается с первого октября, длится восемь месяцев.
С первого по тридцатое сентября отводится время на углубленную диагностику знаний умений и навыков детей и составления планов работы. Итоговая диагностика проводится с 15 по 31 мая.
Основной формой реализации Программы являются специально организованные индивидуальная (если ребёнок имеет низкий уровень развития) и подгрупповая деятельность, продолжительностью 15-20 минут.
Формы организации детей : групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Индивидуальная
предполагает самостоятельную работу детей, оказание помощи каждому из них со стороны педагога.
Групповая
Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 5 до 10, в зависимости от уровня развития детей.
Фронтальная
Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
Совместная деятельность по данному направлению проводится 2-3 раза в неделю во второй половине дня.
Работа с родителями:
- родительские собрания «сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей» (организационно-ознакомительное, итоговое - отчётное);
- анкетирование (в начале и в конце работы программы - с целью ознакомления с характером нравственного воспитания ребёнка дома и определения позиции родителя по отношению к воспитанию ребёнка по данному направлению);
- индивидуальные и подгрупповые консультации 1 раз в месяц или по запросу родителей;
- семинар-практикум для родителей (1 раз в год);
- Видеопрезентация «Лесенка успеха»;
- оформление стендовой информации, выпуск буклетов «Нравственное воспитание в семье», «Формирование нравственных качеств личности у детей 4-5 лет по средствам сюжетно-ролевой игры», «советы по организации сюжетно-ролевой игры в семейных условиях»;
- совместное развлечение «Страна Добрых дел», «Уроки вежливости»;
- открытая совместная деятельность сюжетно-ролевой игры «Космонавты» (видеопрезентация).
1.8. Планируемые результаты
К концу обучения дети будут:
Иметь представления:
- о взаимоотношениях членов семьи;
- о совместном досуге;
- о домашних обязанностях членов семьи;
- о ведении домашнего хозяйства;
- о дружбе;
-о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости;
- о правилах поведения в общественных местах;
- о домашних и диких животных, птицах, растениях.
Уметь:
- проявлять заботу о близких людях;
- оказывать посильную помощь родителям в домашних делах;
- оценивать поступки товарищей, справедливо разрешать споры и конфликты;
- проявлять доброжелательность к окружающим людям;
- взаимодействовать в коллективе сверстников;
- объединяться в малые группы в процессе различной деятельности;
- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;
- правильно вести себя в природе, не причиняя ей вреда.
В процессе сюжетно-ролевых игр:
Дети освоят навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
Сформируются практические умения ребенка уважительного отношения к окружающим людям, самому себе.
Повысится культура речи детей (используют в активной речи различных форм приветствия, благодарности, прощания).
Появится способность ребенка управлять своим поведением и способами общения.
1.9. Механизм оценки получаемых результатов
Для мониторинга результативности работы по программе «Лесенка успеха» разработана педагогическая диагностика, которая осуществляется в два этапа (первичное обследование, заключительное обследование).
1. Первичная диагностика детей.
Воспитателями детского сада в начале учебного года (сентябрь) проводится диагностика детей данной возрастной группы с целью выявления уровня развития нравственных качеств по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста по следующим разделам:
1. Эмоционально-личностная сфера;
2. Коммуникативная сфера.
Игровые методы.
1. Методы наблюдения.
2. Методы беседы.
На основании всех полученных данных составляется объективная оценка текущего нравственного состояния детей. Результаты проведенных обследований (1 – низкий уровень, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень) заносятся в диагностическую карту и составляется перспективный план работы с детьми в соответствии с запросами на дальнейшую деятельность.
2. Заключительное обследование.
Итоговое диагностическое обследование детей проводится в мае (аналогично первичной диагностике). На основании полученных результатов воспитателем по нравственному воспитанию посредствам сюжетно-ролевой игры, проводится сравнительный анализ динамики каждого ребенка.
Формой предоставления результатов является открытые занятия, развлечения для родителей в течение года (видеопрезентация).
2. Содержательный раздел.
2.1. Перспективное планирование в соответствии с направлениями развития ребёнка в образовательных областях ФГОС ДО.
месяц Тема Программное содержание Направления развития ребёнка в образовательных областях
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Научно-методическое обеспечение программы
1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» инновационная программа дошкольного образования Издание пятое (инновационное, дополненное и переработанное под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения, принятая на заседании педагогического совета.
3. Парциальная программа Ю. А. Дзацило «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ» 2018.
4. О. Л. Князева «Я-ты-мы» методической пособие. М: ТЦ Мозаика-синтез 2003г.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду» методическое пособие М: ЛИНКА-ПРЕСС 2009г.
6. Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения» Детство-ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2010.
7. С. И. Семенака «Уроки добра».
8. О. Н. Саранская «Психологический тренинг для дошкольников.
9. Л. И. Никифирова «Давайте дружить».
10. Мы друг другу помогаем. Воспитание гуманных чувств и отношений : учеб. -нагляд. пособие для проведения бесед с дошкол. 5-7 лет / авт. -сост. Р. С. Буре ; худ. И. А. Беличенко. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - [28] с. : ил. - ISBN 5-89814-170-7 : Б. ц.
11. Методика беседы Л. В. Ануфриевой, модифицированный вариант методики «Закончи предложение» Н. Е. Богуславской, дополненный вопросами из опросника нравственных представлений Т. А. Репиной.
3.2. Сроки и этапы реализации.
Срок реализации программы – 1 год (сентябрь - май).
Программа включает в себя :
- 2 занятие в неделю во вторую половину дня.
Общее количество занятий в год – 32, время образовательного мероприятия – 15-20 мин.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ программы
I Информационно-подготовительный этап
Задачи: Изучение теоретических материалов
• Определение темы, целей, задач, содержания, прогнозирование результата.
• Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации.
• Определение содержания деятельности всех участников.
• Разработка тем и конспектов бесед, развлечений.
• Разработка тем для творческих работ детей.
• Разработка консультаций для родителей.
• Подбор иллюстраций.
• Подбор дидактических игр.
• Подбор литературы.
• Подбор видеофильмов по тематике занятий.
• Подбор иллюстраций.
II : Технологический (основной) этап
Задачи
• Разработка и реализация системы перспективного планирования мероприятий.
• Разработка и реализация конспектов занятий и досуговой деятельности с использованием методов развивающего обучения.
III : Аналитический этап (заключительный)
Задачи
• Анализ и подведение итогов реализации программы.
• Анализ и классификация собранного материала.
3.3. Кадровое обеспечение программы
Воспитатели группы - совместно организуют образовательную деятельность с детьми.
3.4. Средства обучения и воспитания
Для развития игровой деятельности: наглядное методическое и дидактическое пособие, методические разработки занятий, сценарии праздников, тематических вечеров; оформлен стенд для детей, где размещена информация : хорошие манеры – плакат; правила поведения в детском саду; папки раскладушки с нормами поведения во дворе, дома, в общественном транспорте и т. д. Так же есть «Доска настроения», где дети отмечают свое эмоциональное состояние (грустный, спокойный, радостный).
3.5. Материально-техническое обеспечение
В группе созданы необходимые условия, отвечающие требованиям ФГОС ДО: материально-технические: наличие компьютера, магнитофона, телевизора, видеомагнитофона, DVD-дисков, интернет-ресурсов;
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, включающая литературу для детей по нравственному воспитанию : игровые центры, где созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр с необходимой атрибутикой; зона сюжетно-ролевых игр, иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал для проведения игр; аудио- и видеоматериалы; тематические альбомы. Игры и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (с учетом принципов построения развивающей среды в группе) : «Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Водители» и т. д.