Анастасия Кучаева
Памятка воспитателям по организации речевого центра в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЯМ
по организации речевого центра
в группе детского сада
Задачи построение речевой развивающей среды:
• Обеспечить возможность восприятия и наблюдения за правильной речью;
• Обеспечить богатство сенсорных представлений;
• Обеспечить возможность самостоятельной индивидуальной речевой активности детей;
• Обеспечить возможность исследования и экспериментирования в языковой системе.
Публикация «Памятка воспитателям по организации речевого центра в группе детского сада» размещена в разделах
Компоненты РРС: речь педагога, методы и приемы, оборудование.
Оборудование и наполнение речевого центра:
1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи
«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
2. Формирование фонематического восприятия и слуха
Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.
3. Развитие артикуляционной моторики
Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.
4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).
Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)»
5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте
Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.
6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий
Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.
7. Развитие связной речи
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
8. Развитие мелкой моторики
Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Оборудование речевого центра должно обеспечивать разнообразную речевую деятельность в совместной деятельности. Необходимо воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу, научить детей поддерживать порядок в центре.
1. Речевая среда должна быть динамичной, т. е. не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе можно сделать коробочку «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволяют детям самостоятельно изменить пространственную среду с позиции своих интересов.
2. Со средней группы использовать в организации деятельности в речевом центре прием «Уголок забытых вещей» (наборы картинок, фотографий, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
3. Создание «альбомов», запись высказываний детей, связные рассказы (по темам) для старшего дошкольного возраста.
4. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.