Мария Попова
Рекомендации к организации и наполнению речевого уголка в группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В состав предметно-развивающей среды входит речевой уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
Публикация «Рекомендации к организации и наполнению речевого уголка в группе ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого - педагогическими особенностями формирования речи.
Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Расположить уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий.
Речевое развитие включает :
o Владение речью как средством общения и культуры
o Обогащение активного словаря
o Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
o Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
o Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
o Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам
1) Артикуляционная гимнастика
2) Мелкая моторика
3) Фонематический слух
4) Просодическая сторона речи
(развитие дыхания и работа над голосом)
Артикуляционная гимнастика
Картинки к артикуляционным упражнениям
Книжка-малышка «Сказка о веселом язычке»
Презентации артикуляционной гимнастики в виде сказок
Мелкая моторика
Пальчиковый театр
Мозаики
Счетные палочки, прищепки
Су-джоки и т. п.
Фонематический слух
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка.
При несформированности звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Сюда входят:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова
Игры:
1)какой звук слышен во всех словах? (Саша, фасад, автобус)
2) Покажи:
- где коза, а где коса
-где кот, а где кит
-где рак, а где лак
-где крыса, а где крыша
3) Определить наличие или отсутствие звука [л] в слове: палка, ракета, колос, апельсин, финики, гол, волк, маркер, голос.
Основа любого звука это дыхание. Можно даже сказать, что голос – это озвученное дыхание. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.
Физиологическое дыхание непроизвольно, т. е. не зависит от воли, сознания человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием «жизнь». Дыхание, кроме того, представляет собой основу процесса образования речи. Речевое дыхание это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.
Каталог материала в речевом уголке :
Дидактические игры и упражнения:
а)для развития звукопроизношения;
б)для развития речевого дыхания;
в)для развития артикуляции;
г)для развития фонематического слуха;
д)для развития мелкой моторики;
е)словесные игры;
ж)настольно-печатные